ЦЕНЗУ́РНЫЕ УСТА́ВЫ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЦЕНЗУ́РНЫЕ УСТА́ВЫ, законодательные акты, регулировавшие порядок осуществления цензуры в Рос. империи. Первый Ц. у. утверждён 9(21).7.1804 имп. Александром I. Цензура светских сочинений (предварительная и последующая) возложена на цензурные к-ты при университетах, состоявшие из профессоров и магистров, в С.-Петербурге (где не было университета) – на учреждаемый цензурный к-т, также состоявший из учёных. Книги, издававшиеся Петерб. АН, АХ, Рос. академией и рядом др. учреждений, подлежали их собств. цензуре, духовные сочинения – духовной цензуре, находившейся в ведении Синода. Зарубежную периодику должны были проверять цензоры при почтамтах. Устав обязывал цензоров изымать те сочинения, которые не способствуют «истинному просвещению ума и образованию нравов», содержат ч.-л. «против закона Божия, правления, нравственности и личной чести... гражданина». Призывал при запрете сочинений и книг «руководствоваться благоразумным снисхождением», поощрять «скромное и благоразумное исследование всякой истины» в области таких тем, как вера, человечество, гражд. состояние, гос. управление. Сочинитель, переводчик или издатель получили право обжаловать действия цензора в Гл. правлении училищ.
Второй Ц. у. утверждён 10(22).6.1826 имп. Николаем I. Цензура возложена на цензурный к-т в С.-Петербурге, преобразованный в Главный (подчинялся мин. нар. просвещения), цензурные к-ты в Москве, Вильне и Дерпте (подчинялись попечителям учебных округов), а также на университеты и академии, которым предоставлено право рассматривать и одобрять публикуемые ими науч. работы (ун-там также и их периодич. издания). Духовная цензура оставалась в прежнем ведении. Устав подробно регламентировал обязанности цензоров, книгопродавцев, содержателей библиотек, типографий и литографий. Предписывал запрещать: текст, «имеющий двоякий смысл», один из которых «противен цензурным правилам»; историч. сочинения, в которых лица, посягнувшие на гос. власть и подвергнутые наказанию, представляются жертвами; магич., астрологич., каббалистич. произведения, а также те, в которых излагалось учение тайных обществ, и др. Содержатели типографий и литографий должны были представлять свидетельства о благонадёжности. Право на выпуск периодич. изданий могло быть предоставлено только лицам «добрых нравов», способным направлять обществ. мнение к полезной цели. Современниками назван «чугунным уставом».
Третий Ц. у. утверждён 22.4(4.5).1828 имп. Николаем I. Учредил дополнительно цензурные комитеты в Риге, Киеве, Одессе, а также спец. К-т цензуры иностранной в С.-Петербурге. Сохранил за ун-тами и академиями право цензора издаваемых ими сочинений (за исключением работ по лечебной медицине), признал его за Морским и Воен.-мед. учёными к-тами, С.-Петерб. педагогич. ин-том. Несколько смягчил и уменьшил цензурные регламентации. Предписывал цензорам не допускать «произвольное толкование» текста «в дурную сторону», не придираться к словам и отд. выражениям, не судить о «справедливости или неосновательности частных мнений или суждений писателя» и пр.
Существенные изменения в действующий Ц. у. внесли Временные правила о печати 1865 и Временные правила о печати 1882, а Временными правилами о печати 1905–06 он был фактически отменён.