«СОЮ́З ТРЁХ ИМПЕРА́ТОРОВ»
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«СОЮ́З ТРЁХ ИМПЕРА́ТОРОВ», альянс между Россией, Германией и Австро-Венгрией. Действовал в 1873–86 (с перерывом в 1879–81), был призван поддерживать баланс сил и интересов трёх держав в Центр. и Вост. Европе. Создание альянса означало смену приоритетов в рос. внешней политике в связи с поражением Франции во франко-прус. войне 1870–71 и образованием Герм. империи, а также обострением соперничества России с Великобританией на Ближнем и Ср. Востоке. Рос. дипломатия стремилась обезопасить зап. границу для активной политики в Ср. Азии, предотвратить вовлечение Германии в возможную антироссийскую коалицию и снизить потенциальную угрозу от австро-герм. сближения. Германия, планируя доминировать в Зап. Европе, рассматривала «С. т. и.» как способ избежать вмешательства России в случае новой войны с Францией, а также пыталась играть роль арбитра на Балканах. В этом регионе Россия и Австро-Венгрия рассчитывали с помощью «С. т. и.» контролировать действия друг друга. Участники «С. т. и.» также считали важным партнёрство монархич. держав для борьбы против междунар. революц. движения.
Союз был оформлен рядом политич. и воен. секретных соглашений. Его заключение подготовлено на встрече императоров Вильгельма I, Александра II и Франца Иосифа I в Берлине в сент. 1872. Тогда рос. мин. ин. дел светлейший кн. А. М. Горчаков достиг с австр. мин. ин. дел гр. Д. Андраши устной договорённости о поддержании статус-кво на Балканах и невмешательстве во внутр. дела Османской империи, а также получил заверение рейхсканцлера кн. О. фон Бисмарка о том, что Германия будет поддерживать лишь те действия Австро-Венгрии на Балканах, которые согласованы с Россией (одновременно Бисмарк обещал Андраши содействие удовлетворению именно австр. притязаний).
Российско-германская военная конвенция
Российско-германская военная конвенция 1873 предусматривала, что при нападении третьей державы на одну из сторон другая сторона обязывалась направить ей в помощь армию численностью 200 тыс. чел. Заключена 24 апр. (6 мая) в ходе визита имп. Вильгельма I и рейхсканцлера кн. О. фон Бисмарка в С.-Петербург, подписана нач. герм. ГШ фельдм. Х. фон Мольтке Старшим и наместником рос. императора в Царстве Польском фельдм. гр. Ф. Ф. Бергом.
Российско-австрийская конвенция
Российско-австрийская конвенция («Шёнбруннская») 1873 окончательно оформила создание «С. т. и.»: стороны обязывались согласовывать взаимные интересы, а также действия в случае нападения третьей державы, при этом воен. обязательства должны были быть оформлены особым соглашением (попытки рос. стороны склонить австр. кабинет присоединиться к рос.-герм. конвенции окончились неудачей). Подписана 25 мая (6 июня) императорами Александром II и Францем Иосифом I в Вене во дворце Шёнбрунн. В октябре того же года к этой конвенции присоединилась Германия.
Союз был поколеблен в ходе франко-германской «воен. тревоги» 1875, когда Россия фактически выступила в поддержку Франции, опасаясь чрезмерного усиления Германии в случае войны. В начале Вост. кризиса 1875–78 Союз обеспечил благоприятную для рос. политики на Балканах позицию Германии, однако рос. планы нац.-гос. устройства региона, заявленные в Сан-Стефанском мире 1878, вызвали неприятие Австро-Венгрии. Она выступила против России на Берлинском конгрессе 1878 и была поддержана Германией. Это, а также введение Германией пошлин на рос. хлеб привело к кризису «С. т. и.». Его фактич. распад подтвердило заключение австро-германского договора 1879, направленного против России.
Однако вскоре стороны возобновили переговоры. Фактический глава рос. МИДа Н. К. Гирс рассматривал «С. т. и.» как способ преодолеть политич. изоляцию России после рус.-тур. войны 1877–1878 и предотвратить формирование антирусской коалиции с участием недавних союзников. Германия стремилась не допустить франко-рус. сближения, Австро-Венгрия – добиться признания её интересов на Балканах (прежде всего в оккупированных Боснии и Герцеговине) Россией. Общим мотивом сторон было исключение вмешательства третьей державы в вероятные двусторонние конфликты (Австро-Венгрии с Италией, России с Великобританией, Германии с Францией).
Российско-австро-германский договор
Российско-австро-германский договор 1881 заменил конвенции 1873, предполагал более конкретные обязательства: нейтралитет в случае войны одной из сторон с четвёртой державой (в случае войны с Турцией предусматривались особые условия); уважение взаимных интересов на Балканах (дополнит. протокол к договору оговаривал возможность объединения Болгарии и признание Россией права Австро-Венгрии на аннексию Боснии и Герцеговины); согласование возможного изменения территориального статус-кво в Европ. части Турции, а также совместный контроль за соблюдением закреплённого Лондонскими конвенциями о проливах 1840, 1841, 1871 принципа закрытия проливов Босфор и Дарданеллы для воен. кораблей. Договор заключён 6(18) июня в Берлине сроком на 3 года Бисмарком, рос. и австр. послами в Германии П. А. Сабуровым и гр. Э. фон Сеченьи. Договор продлён на 3 года протоколом, подписанным в Берлине 15(27).3.1884 Бисмарком, Сеченьи и гр. Н. А. Орловым, при этом стороны приняли обязательство согласовывать территориальные изменения на всём Балканском п-ове, а не только в Европ. части Турции.
Союз позволил до сер. 1880-х гг. поддерживать партнёрство. В ходе Афганского кризиса 1885 по настоянию России Австро-Венгрия и Германия оказали давление на Османскую империю, чтобы не допустить брит. флот в Чёрное море. Одновременно Бисмарк предлагал в рамках Союза разделение сфер влияния на Балканах между Австро-Венгрией и Россией, что было отклонено обеими державами.
Союз распался в связи с Болг. кризисом 1885–86, который привёл к разрыву отношений между Веной и С.-Петербургом. Он был заменён рус.-герм. «перестраховки договором» 1887. Распад Союза содействовал сближению России и Франции, завершившемуся созданием рус.-франц. союза 1891–93. Попытки австр. и герм. дипломатии восстановить «С. т. и.» в нач. 20 в. отклонялись рос. правительством.