«ПЕРЕСТРАХО́ВКИ ДОГОВО́Р» 1887
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ПЕРЕСТРАХО́ВКИ ДОГОВО́Р» 1887, тайное соглашение между Россией и Германией. Подписан в Берлине 6(18) июня статс-секретарём по иностр. делам герм. правительства Г. фон Бисмарком и рос. послом в Германии гр. Павлом А. Шуваловым, в том же месяце ратифицирован обеими сторонами. Состоял из преамбулы, 6 статей и дополнит. протокола. Рейхсканцлер О. фон Бисмарк, поддерживая союз Германии и Австро-Венгрии, стремился вновь заручиться поддержкой России в случае возникновения франко-герм. войны («перестраховаться») и предотвратить франко-рос. сближение. «П. д.» предотвращал возможную изоляцию России в условиях распада «Союза трёх императоров», усиливал позиции России в соперничестве с Австро-Венгрией на Балканах, которое обострилось в ходе Болг. кризиса 1885–87, и с Великобританией в Ср. Азии и на Ближнем Востоке.
Переговоры прошли в Берлине в два этапа. На первом этапе (дек. 1886 – янв. 1887) братья Пётр А. Шувалов и Павел А. Шувалов, пытаясь, согласно предписаниям из С.-Петербурга, заручиться герм. поддержкой в болг. вопросе, превысили свои полномочия и затронули вопрос о замене «Союза трёх императоров» двусторонним соглашением. Проект договора предусматривал предоставление Германии полной свободы действий в отношении Франции в обмен на признание Германией права России овладеть Черноморскими проливами и восстановить контроль над Болгарией; проект также включал гарантии сохранения территориальной целостности Австро-Венгрии и её политич. контроля над Сербией. Намеченные договорённости позволили О. фон Бисмарку усилить давление на Францию, что создало угрозу возникновения новой франко-герм. войны («воен. тревога» 1887). Однако проект договора не получил одобрения рос. имп. Александра III и МИД, переговоры Шуваловых и О. фон Бисмарка были фактически дезавуированы, что привело к охлаждению рос.-герм. отношений. Переговоры были возобновлены весной 1887 по предложению рос. мин. ин. дел Н. К. Гирса, стремившегося сохранить статус-кво на Балканах и предотвратить организацию антироссийской европ. коалиции. В конце апреля – начале июня 1887 в ходе консультаций Павла А. Шувалова и О. фон Бисмарка была выработана окончат. редакция договора.
Каждая сторона обязалась сохранять благожелательный нейтралитет в случае войны др. стороны с любой «третьей великой державой», кроме случаев нападения Германии на Францию или России на Австро-Венгрию. Германия признавала приоритет интересов России на Балканах и её «решающее влияние» в Болгарии, обе державы обязались не допускать территориальных изменений на Балканах без предварит. соглашения между собой. Стороны признавали обязательность принципа, согласно которому Черноморские проливы должны были быть закрытыми для воен. судов всех стран, и в случае нарушения Турцией этого правила Германия фактически соглашалась на установление контроля России над проливами – вопреки Берлинскому трактату 1878, который гарантировал территориальную целостность Османской империи. В дополнит. протоколе Германия обязалась содействовать России в восстановлении «законного правительства» в Болгарии, не допускать реставрации власти князя Александра I Баттенбергского и соблюдать дружеств. нейтралитет, если Россия будет вынуждена «принять на себя защиту входа в Чёрное море».
Срок действия «П. д.» истёк в июне 1890, новое герм. правительство канцлера Л. фон Каприви отказалось от предложения России возобновить действие договора, опасаясь, что договор затруднит намечавшееся сближение Германии с Великобританией и укрепление герм. союза с Австро-Венгрией. Это привело к созданию русско-французского союза 1891–93. Содержание «П. д.» впервые предано гласности О. фон Бисмарком после его отставки 24.10.1896 в нем. газ. «Hamburger Nachrichten».