Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕ́ВЕРО-ДВИ́НСКИЙ КАНА́Л

СЕ́ВЕРО-ДВИ́НСКИЙ КАНА́Л, наи­бо­лее круп­ное ис­кус­ст­вен­ное со­ору­же­ние Се­ве­ро-Двин­ской вод­ной сис­те­мы. На­хо­дит­ся на тер­ри­то­рии нац. пар­ка Рус­ский Се­вер. Об­щая про­тя­жён­ность св. 60 км. Со­ору­жён в 1825–28 как Ки­рил­лов­ский ка­нал (про­ект ут­вер­ждён имп. Алек­сан­дром I в 1824); в со­от­вет­ст­вии с ука­зом имп. Ни­ко­лая I от 23.8(4.9).1828 но­сил имя гер­цо­га А. Вюр­тем­берг­ско­го (сохр. до 1918); за­тем – совр. назв. Со­сто­ит из 5 ка­на­лов – То­пор­нин­ско­го (от м. То­пор­ня Ки­рил­лов­ско­го р-на Во­ло­год­ской обл. до оз. Си­вер­ское), Кузь­мин­ско­го (от г. Ки­рил­лов до оз. По­кров­ское), двух Ва­зе­рин­ских (от оз. За­улом­ское до оз. Ки­шем­ское) и Ки­шем­ско­го (от оз. Ки­шем­ское до р. Итк­ла), а так­же уг­луб­лён­ной р. По­ро­зо­ви­ца, впа­даю­щей в Ку­бен­ское озе­ро. Пер­во­на­чаль­но имел 13 шлю­зов (ны­не 5) и по­зво­лял про­хо­дить су­дам дли­ной ок. 27 м, ши­ри­ной ок. 8 м, осад­кой 1 м, гру­зо­подъ­ём­но­стью 160 т (в кон. 19 в. со­от­вет­ст­вен­но 40 м, 8,5 м, 1,4 м, 320 т, к 1920 – 150 м, 12 м, 1,8 м и 1000 т). Мно­го­крат­но ре­кон­струи­ро­вал­ся, в т. ч. в 1882–85, 1916–1918, 1930-е гг. Эко­но­мич. зна­че­ние сни­зи­лось в кон. 19 в. в свя­зи со строи­тель­ст­вом Мо­с­ков­ско-Яро­слав­ско-Ар­хан­гель­ской ж. д., в 1970-е гг. по­сле строи­тель­ст­ва ав­то­мо­биль­ной до­ро­ги Во­ло­гда – По­ве­нец (ны­не часть трас­сы А-119).

Лит.: Смир­нов И. Ка­нал гер­цо­га Вюр­тем­берг­ско­го // Па­мят­ни­ки Оте­че­ст­ва. М., 1994. № 30.

Вернуться к началу