РАДЗИВИ́ЛЛОВСКАЯ ЛЕ́ТОПИСЬ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РАДЗИВИ́ЛЛОВСКАЯ ЛЕ́ТОПИСЬ (принятое в историографии написание – Радзивиловская; др. назв. Кёнигсбергская летопись), памятник рус. летописания 15 в. Сохранилась в лицевой рукописи 1480–1490-х гг., содержащей 618 миниатюр (из них 5 наклеены позднее), хранится в Б-ке РАН (там же рукописная копия нач. 18 в., переписанная для царя Петра I).
Текст в Р. л. доходит до статьи, датированной 6714 (1205/06) годом (в последних статьях нарушена хронология в связи с путаницей листов в оригинале), и близок текстам Московско-Академической летописи, Летописца Переяславля-Суздальского, Лаврентьевской летописи и Симеоновской летописи. Р. л. и Московско-Академическая летопись использовали (прямо или опосредованно) единый протограф, который был, по мнению исследователей, лицевым. В его основе лежал Владимирский свод 1205/06, к составлению которого, с точки зрения Н. И. Милютенко, мог быть причастен один из авторов Киево-Печерского патерика еп. Владимирский Симон.
Большую историю имеет изучение миниатюр Р. л. После анализа с применением технич. средств было сделано заключение, что над иллюстрациями работали 4 мастера. Первый мастер, работавший в визант. традиции, выполнил большинство рисунков на листах 3–95об. (хотя в этой части есть рисунки ученического уровня, ему не принадлежащие), которые явно копировали протограф. Миниатюры второго мастера выполнены в более свободной манере. Третий мастер трудился над заключит. частью рукописи, при этом первая половина его работы носила эскизный характер, а вторая – напротив, имела тщательную проработку. По-видимому, он подключился к оформлению летописи позднее, им же выполнялась корректировка миниатюр всей рукописи. Возможно, ему же принадлежат пририсовки (зверей и др.), встречающиеся в миниатюрах. Наконец, четвёртый мастер работал одновременно с третьим, но его функция ограничивалась дополнениями архит. и интерьерных элементов на втором плане и др. Там, где художники отступали от оригинала протографа, проявлялось влияние зап. традиции 15 в. А. В. Арциховский пришёл к выводу, что миниатюры Р. л. отражают ранние реалии в изображении оружия, костюмов, интерьеров и т. д.
В 17 в. рукопись принадлежала представителям рода Радзивиллов (отсюда назв.). В 1669 по завещанию Б. Радзивилла в составе его книжного собрания попала в Замковую (Дворцовую) библиотеку Кёнигсберга (ныне Калининград). В 1697 к рукописи проявил интерес царь Пётр I, прибывший в Пруссию в составе «Великого посольства» 1697–98. В кон. 1750-х гг. рукопись была привезена в Москву для сверки перед её публикацией, задуманной М. В. Ломоносовым. Осталась в России в связи с началом Семилетней войны 1756–63, передана на хранение в Б-ку Петерб. АН. Впервые опубликована в 1767 (подготовка после смерти Ломоносова завершена И. С. Барковым и И. И. Таубертом). В 1994 осуществлено факсимильное издание текста с миниатюрами.