ПУТИ́ЛОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПУТИ́ЛОВ Николай Иванович [1820 – 18(30).4.1880, С.-Петербург], рос. предприниматель, инженер, д. стат. сов. (1869), петерб. купец 1-й гильдии (с 1868). Дворянин. Окончил офицерские классы Мор. кадетского корпуса (1841), преподавал в нём математику, астрономию и навигацию, позднее совм. с М. В. Остроградским занимался исследованиями в области внешней баллистики. Служил в управлении 6-го округа Корпуса инженеров воен. поселений (1843–44), в Кораблестроительном деп-те Мор. мин-ва (1848–1857). В 1854–55, в ходе Крымской войны 1853–56, по поручению вел. кн. Константина Николаевича в рекордно короткие сроки организовал произ-во на частных и казённых заводах паровых машин для первых винтовых судов рос. ВМФ, а также строительство доков для них. Издал 33 тома «Сборника известий, относящихся до настоящей войны» (1854–59). Вышел в отставку, для изготовления паровых котлов впервые в отеч. практике организовал в Вел. кн-ве Финляндском произ-во железа из чугуна, выплавляемого из озёрных руд. В 1863–64 совм. с П. М. Обуховым и купцом С. Г. Кудрявцевым участвовал в строительстве завода в С.-Петербурге (в 1869–1922 и с 1992 Обуховский завод, в 1922–92 завод «Большевик»), на котором освоено произ-во нарезных арт. орудий, что позволило отказаться от их импорта. В 1868 приобрёл у казны чугунолитейный завод в С.-Петербурге, именовавшийся в дальнейшем Путиловским (в 1922–34 «Красный путиловец», затем Кировский завод), развернул выпуск сконструированных им рельсов со стальной головкой для Николаевской ж. д., в 1874 – также произ-во ж.-д. вагонов. Путиловский и Обуховский заводы стали одними из крупнейших в России металлургич. и машиностроит. предприятий. В 1873 П. участвовал в создании акционерного Об-ва Путиловских заводов, его гл. распорядитель до 1877. Один из инициаторов и разработчиков проекта, а также подрядчик на строительстве Мор. канала (1874–80, канал открыт в 1885), обеспечившего проход крупнотоннажных мор. судов от Кронштадта до Гутуевского о-ва в устье Невы, куда был перемещён мор. торговый порт С.-Петербурга. Из-за расходов на строительство канала П. оказался на грани разорения. В честь него названа набережная на Канонерском о-ве.