ПЛЮША́Р АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЛЮША́Р (Pluchart) Александр Иванович (Поль Александр) (1777, Валансьен, Франция – 27.8.1827, Онфлёр, там же), рос. типограф, издатель и книгопродавец. В нач. 19 в. владел совм. с тестем И. Г. Вагенером типографией в г. Брауншвейг, печатал преим. театральные пьесы. В 1806 по соглашению с Коллегией иностр. дел переехал в Россию вместе с 6 рабочими, перевёз типографское оборудование. Директор типографии при Коллегии иностр. дел (1805/06–1808); наладил издание политич. и лит. газеты на франц. яз. «Journal du Nord» («Северный листок»). Директор Сенатской типографии (1808/09–1814); за публикацию в 1811 правил судоходства («Учреждение о судоходстве относительно системы вод реки Волги...»), а также 3-го Литовского статута на рус. и польск. языках (см. Литовские статуты) награждён двумя бриллиантовыми перстнями.
Организовал собств. типографию в С.-Петербурге (1806), оборудовал её словолитней. Выпустил ок. 160 наименований печатной продукции, среди которых преобладали издания на франц. яз. Перепечатывал новые франц. романы и пьесы, а также учебники на франц. яз. по математике, истории, полит. экономии и др. Имел книжную лавку в С.-Петербурге с б-кой для чтения книг (т. н. франц. лит. салон). В 1818 открыл одну из первых в России частную литографскую мастерскую. Печатал дорогие литографированные альбомы. Среди них – сб-ки литографий А. О. Орловского (с 1819), «Живописное путешествие от Москвы до Китайской границы…» А. Е. Мартынова (1819), серия альбомов с видами С.-Петербурга и изображениями его жителей (1820–27; литографии с рисунков П. А. Александрова, К. П. Беггрова, К. И. Кольмана, А. Е. Мартынова и др.), «Современники. Собрание литографированных портретов государственных чиновников, писателей и художников, ныне в России живущих», работы Г. Ф. Гиппиуса (1822–28; 45 портретов).
Известны сыновья П.: А. А. Плюшар; Евгений Александрович (Эжен) (1809, С.-Петербург – не ранее 1880), рос. живописец, д. чл. АХ (1839), автор портретов певицы П. Виардо-Гарсия, скрипача К. Липиньского, актрисы В. В. Самойловой и др., в 1840–50-х гг. участвовал в оформлении Исаакиевского собора в С.-Петербурге (в частности, ему принадлежат два образа Иисуса Христа, а также росписи «Чудесное насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек», «Бог является Моисею в купине неопалимой», «Жертвоприношение Авраама»).