НОВОСЕ́ЛЬЦЕВ АНАТОЛИЙ ПЕТРОВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НОВОСЕ́ЛЬЦЕВ Анатолий Петрович (26.7.1933, Иркутск – 12.9.1995, Москва), рос. историк, востоковед, чл.-корр. РАН (1984). Окончил историч. ф-т МГУ (1955); ученик М. М. Дьяконова и И. М. Рейснера. С 1958 в Ин-те истории АН СССР (с 1968 Ин-т истории СССР АН СССР, с 1992 Ин-т рос. истории РАН): старший науч. сотрудник (1968–83), зав. сектором истории древнейших государств на территории СССР (1983–88), директор (1988–93), руководитель науч. центра истории России в средние века и раннее Новое время (1993–95). С 1976 преподавал в МГУ, проф. (1982). Пред. Рос. Палестинского об-ва (1985–88). В 1985–95 ответств. ред. ежегодника «Древнейшие государства на территории СССР» (с 1994 «Древнейшие государства Восточной Европы») и зам. ответств. редактора серии «Древнейшие источники по истории народов СССР» (с 1993 «Древнейшие источники по истории Восточной Европы»).
Изучал историю и этногенез народов Закавказья, Ср. Азии, Вост. Европы, рус.-вост. связи в средние века и раннее Новое время. Ввёл в науч. оборот большое количество архивных источников. Использовал метод терминологич. анализа разноязычных письм. памятников (Н. знал св. 20 языков), в т. ч. впервые – древнеармянского и древнегрузинского переводов Библии (5 в.). Уточнил значение мн. понятий эпохи поздней античности и раннего Средневековья Закавказья, что позволило выявить виды эксплуатации, этапы становления форм частной собственности на землю, социальную структуру, общие черты раннеклассового общества в регионе. Опроверг распространённое в сов. историографии представление о том, что государства Юж. Кавказа прошли стадию рабовладельч. строя, считал, что социально-экономич. отношения в них с 5 в. до н. э. по 8–9 вв. н. э. развивались по пути к феодализму через постепенное разложение доклассовых и раннеклассовых связей и при наличии определённой доли рабовладельч. уклада. Осуществил текстологич. сравнение разл. вариантов ср.-век. сочинений араб., перс. и тур. авторов, содержавших сведения по истории вост. славян и Др.-рус. гос-ва 9–10 вв., выделил наиболее достоверные тексты, выполнил их новые переводы, что позволило существенно уточнить информацию о торговых путях купцов-русов, трёх группах русов – Куявии, Славии и Арсании и др. Исследовал историю Хазарского каганата в контексте отношений Халифата, Византии, государств Закавказья, Др.-рус. гос-ва и Булгарии Волжско-Камской. На основе анализа др.-евр., араб., персидских, древнеармянских, сирийских, древнегрузинских, визант. и др.-рус. письменных источников изучил вопросы этногенеза, внешних контактов, религии хазар (в т. ч. распространения иудаизма), особенности социально-политич. устройства Хазарского каганата. Пришёл к выводу, что ни одна монотеистич. религия в хазарском обществе не возобладала, что, по мнению Н., свидетельствовало о слабой социальной консолидации Хазарии.
Автор ряда разделов в обобщающих историч. трудах («Древнерусское государство и его международное значение», 1965; «Пути развития феодализма», 1972; «История крестьянства в СССР», т. 1, 1987; «История Европы с древнейших времен до наших дней», т. 2, 1992; «История Востока», т. 2, 3, 1995, и др.). Представил в них картину перемещения народов на Кавказе, в Сев. Причерноморье и на равнинах Вост. Европы, описал становление гос. образований, взаимодействие между ними и окружающими странами.