НЕ́ВСКАЯ БИ́ТВА 1240
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕ́ВСКАЯ БИ́ТВА 1240, сражение между новгородским и шведским войсками, состоявшееся у впадения р. Ижора в р. Нева 15.7.1240. Н. б. стала одним из этапов рус.-швед. противостояния из-за сфер влияния в Вост. Прибалтике в 12–14 вв.
Летом 1240 прибывшее на кораблях швед. войско (включало отряды шведов, норвежцев, фин. племён сумь и емь) высадилось в устье Ижоры, вероятно с целью основать здесь крепость, которая позволила бы распространить свою власть на соседние племена и провести обращение их в католичество. Возглавлял экспедицию «князь» («король части Римьская от Полунощныя страны»), которого начиная с 14 в. нередко отождествляют с Биргером Магнуссоном (см. Биргер Ярль; по версии И. П. Шаскольского, войско возглавлял ярл Ульф Фаси). В числе участников похода упоминаются епископы (среди которых, возможно, находился финл. еп. Томас). О появлении швед. войска в Новгород сообщил ижорский старейшина Пелгусий (в крещении Филипп), нёсший в устье Невы «стражу морскую». Новгородский кн. Александр Ярославич со своей дружиной и ополчением новгородцев и ладожан двинулся к Неве.
О Н. б. сообщают только рус. источники [Житие Александра Невского (Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра) и Новгородская первая летопись старшего извода], по которым затруднительно детально проследить ход сражения. Внезапной атакой новгородцы с ладожанами прижали не успевших ещё построить укреплений шведов к их кораблям и заставили эвакуироваться. Согласно Житию, Александр Ярославич лично бился с предводителем швед. войска, оставив ему своим копьём шрам на лице (исследование останков Биргера Магнуссона зафиксировало у него след от ранения над правым глазом). Швед. войско понесло большие потери: сгорели неск. кораблей, погиб их «воевода» Спиридон и один из епископов, шведы отправили на родину 2 корабля, нагруженные телами погибших знатных воинов, а мн. других («бещисла») захоронили в коллективной могиле на месте сражения. С новгородской стороны потери составили 20 чел., среди которых 4 знатных новгородца (Константин Луготинич, Гюрята Пинещинич, Намест и сын кожевника Дрочило Нездылов). В ходе Н. б. особо отличились новгородцы Гаврила Олексич, Сбыслав Якунович, Миша (возглавлял пеший отряд, уничтоживший 3 швед. корабля) и некоторые члены княжеской дружины.
Н. б. – первое сражение, в котором войсками руководил кн. Александр Ярославич, прозванный за победу в ней Невским. Разгром в Н. б. заставил шведов отказаться от попыток установления контроля над важнейшей для Новгорода транспортной артерией – Невой, при этом противостояние Новгородской республики и Швеции продолжилось.
События Н. б. служили важным символом в борьбе рус. царей за овладение побережьем Балтийского м. Так, в ходе Сев. войны 1700–21 царь Пётр I отметил свои успехи основанием в 1710 Свято-Троицкого Александро-Невского мон. (с 1797 лавра) на том месте, где, как он считал, состоялась Н. б.; в 1724 туда перенесены мощи св. кн. Александра Невского, ставшего небесным покровителем С.-Петербурга.