Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАРА́ЕВА АННА ВАСИЛЬЕВНА

Авторы: В. А. Любартович
А. В. Мараева. Фото. Кон. 19 в.

МАРА́ЕВА (уро­ж­дён­ная Вол­ко­ва) Ан­на Ва­силь­ев­на [25.1(6.2).1845, дер. То­по­ри­но Ме­дын­ско­го у. Ка­луж­ской губ. – 23.8.1928, Сер­пу­хов; по­хо­ро­не­на на Пре­об­ра­жен­ском клад­би­ще в Мо­ск­ве], рос. пред­при­ни­ма­тель, дея­тель ста­ро­об­ряд­че­ст­ва, кол­лек­цио­нер, бла­го­тво­ри­тель­ни­ца. Из кре­сть­ян­ской про­мы­сло­вой се­мьи, впо­след­ст­вии при­пи­сав­шей­ся к ку­пе­че­ст­ву. По­томств. поч. гра­ж­дан­ка (1882). По­сле 1855 пе­ре­шла в ста­ро­об­ряд­че­ст­во бес­по­пов­ско­го ста­ро­по­мор­ско­го (фе­до­се­ев­ско­го) со­гла­сия, в 1869 вы­шла за­муж за Ме­фо­дия (Не­фё­да) Ва­силь­е­ви­ча Ма­рае­ва [13(25).7.1830–28.7(9.8).1882], ак­тив­но­го при­хо­жа­ни­на Пре­об­ра­жен­ской об­щи­ны ста­ро­об­ряд­цев-фе­до­се­ев­цев в Мо­ск­ве, по­пе­чи­те­ля Пре­об­ра­жен­ско­го бо­га­де­лен­но­го до­ма (1870-е гг.). В 1881 М. В. Ма­ра­ев унас­ле­до­вал от от­ца бу­ма­го­ткац­кую фаб­ри­ку в дер. За­бо­рье и сит­це­на­бив­ную фаб­ри­ку в пус­то­ши Дан­ки в ок­ре­ст­но­стях Сер­пу­хо­ва (фаб­ри­ка в За­бо­рье впо­след­ст­вии во­шла в чер­ту Сер­пу­хо­ва), ка­пи­тал, круп­ную зе­мель­ную соб­ст­вен­ность и неск. до­мов в Мо­ск­ве, ко­то­рые вско­ре пе­ре­шли по на­след­ст­ву к его же­не.

М. со­бра­ла кол­лек­цию ру­ко­пис­ных и ста­ро­пе­чат­ных книг, древ­них икон (па­мят­ни­ки нов­го­род­ской ико­но­пи­си 15–16 вв., моск. шко­лы жи­во­пи­си 15–16 вв., стро­га­нов­ской шко­лы 17 в. и др.), а так­же боль­шое со­б­ра­ние кар­тин рус. ху­дож­ни­ков 18–19 вв. и зап.-ев­роп. мас­те­ров 16–18 вв., итал. мра­мор­ной скульп­ту­ры 17–18 вв., пред­ме­тов при­клад­но­го иск-ва, книг, ос­но­ву ко­то­ро­го со­ста­ви­ла кол­лек­ция моск. кол­лек­цио­не­ра Ю. В. Мер­ли­на, при­об­ре­тён­ная М. в 1896. Со­б­ра­ния бы­ли раз­ме­ще­ны в уса­деб­ном до­ме Ма­рае­вых в Сер­пу­хо­ве (1895–96, арх. Р. И. Клейн).

Зна­чит. часть до­хо­дов от тор­гов­ли тка­ня­ми М. тра­ти­ла на под­держ­ку сер­пу­хов­ской и моск. Пре­об­ра­жен­ской об­щин ста­ро­об­ряд­цев-фе­до­се­ев­цев. В 1908–10 М. по­строи­ла По­кров­ский храм-мо­лель­ню (пе­ре­да­ла ту­да часть сво­его со­б­ра­ния книг, икон и др.) и бо­га­дель­ню на 20 чел. в Сер­пу­хо­ве (арх. М. Г. Пи­от­ро­вич), де­ла­ла круп­ные де­неж­ные по­жерт­во­ва­ния на со­дер­жа­ние бо­га­де­лен Пре­об­ра­жен­ско­го клад­би­ща, уст­рои­ла ста­ро­об­рядч. мо­лель­ню в собств. до­ме в Мо­ск­ве. В 1911 М. вме­сте с сы­новь­я­ми Ива­ном (1870–1924), Ва­си­ли­ем (1872–1939) и Кон­стан­ти­ном (1875–1922) уч­ре­ди­ла пае­вое Т-во ма­ну­фак­тур А. В. Ма­рае­вой в Сер­пу­хо­ве. Ра­бо­чие фаб­рик М. (боль­шин­ст­во – ста­ро­об­ряд­цы), кро­ме зна­чи­тель­но­го жа­ло­ва­нья, по­лу­ча­ли бес­про­цент­ные ссу­ды на строи­тель­ст­во и при­об­ре­те­ние жи­лья, по­дар­ки к празд­ни­кам, при всту­п­ле­нии в брак и ро­ж­де­нии де­тей. В 1915, во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны, М. от­кры­ла в Сер­пу­хо­ве гос­пи­таль на 100 мест для ра­не­ных, в ко­то­ром ра­бо­та­ли сё­ст­ра­ми ми­ло­сер­дия её до­че­ри и внуч­ки.

В 1918 пред­при­ятия Т-ва М., её до­ма в Сер­пу­хо­ве и Мо­ск­ве бы­ли на­цио­на­ли­зи­ро­ва­ны. В усадь­бе М. в Сер­пу­хо­ве сна­ча­ла рас­по­ла­га­лись Став­ка гл. ко­ман­до­ва­ния Крас­ной Ар­мии и штаб Юж. фрон­та (1918–20), за­тем был от­крыт му­зей на ос­но­ве кол­лек­ций, со­б­ран­ных М. (25.12.1920; ны­не Сер­пу­хов­ской ис­то­ри­ко-ху­дож. му­зей). В 1924 часть наи­бо­лее цен­ных икон из за­кры­той к это­му вре­ме­ни мо­лель­ни М. пе­ре­да­на в Гос. му­зей­ный фонд, а за­тем – в ГИМ, Треть­я­ков­скую га­ле­рею и Рус­ский му­зей, дру­гая часть – в му­зей Сер­пу­хо­ва; не­ко­то­рые ико­ны бы­ли пе­ре­да­ны об­щи­не ста­ро­об­ряд­цев Сер­пу­хо­ва. Неск. икон из мо­лель­ни М. ос­та­ва­лись у её до­че­ри Ан­ны (в за­му­же­ст­ве Ки­рее­ва; 1877–1965), у ко­то­рой их при­об­рёл П. Д. Ко­рин (часть из них хра­нит­ся в До­ме-му­зее Ко­ри­на в Мо­ск­ве). Наи­бо­лее цен­ная кни­га из со­б­ра­ния М., «Пус­то­зер­ский сбор­ник» с ав­то­гра­фа­ми жи­тий про­то­по­па Ав­ва­ку­ма и ино­ка Епи­фа­ния 17 в., хра­ни­лась у дру­гой до­че­ри М., Оль­ги (1874–1955), по­сле её смер­ти об­на­ру­же­на И. Н. За­во­ло­ко, ко­то­рый в 1968 пе­ре­дал её в Древ­ле­хра­ни­ли­ще ИРЛИ.

В 1998–99 по­том­ки М. пе­ре­да­ли в ГИМ не­ко­то­рые из её лич­ных ве­щей: ста­ро­об­рядч. чёт­ки-лес­тов­ки, пред­ме­ты оде­ж­ды, кол­лек­цию тка­ных поя­сов.

Лит.: Пус­то­зер­ский сбор­ник: ав­то­гра­фы со­чи­не­ний Ав­ва­ку­ма и Епи­фа­ния / Изд. под­гот. Н. С. Дем­ко­ва, Н. Ф. Дроб­лен­ко­ва, Л. И. Са­зо­но­ва. Л., 1975; Ра­зу­мов­ский Ф. В. Ху­до­же­ст­вен­ное на­сле­дие Сер­пу­хов­ской зем­ли. 2-е изд. М., 1992; Лю­бар­то­вич В. А. Но­вые дан­ные к био­гра­фии вла­де­ли­цы «Пус­то­зер­ско­го сбор­ни­ка» сер­пу­хов­ской куп­чи­хи А. В. Ма­рае­вой // Ста­ро­об­ряд­че­ст­во в Рос­сии (XVII– XX вв.). М., 1999; Лю­бар­то­вич В. А., Юхи­мен­ко Е. М. На зем­ле Бас­ман­ной сло­бо­ды. М., 1999; Пи­ли­пен­ко А. Рус­ское ис­кус­ст­во XIX – на­ча­ла XX ве­ка в Сер­пу­хов­ском ис­то­ри­ко-ху­до­же­ст­вен­ном му­зее // Треть­я­ков­ская га­ле­рея. 2008. № 1.

Вернуться к началу