Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́ННО-ЖЕЛЕ́ЗНАЯ ДОРО́ГА

Авторы: С. А. Тархов

КО́ННО-ЖЕЛЕ́ЗНАЯ ДОРО́ГА, рель­со­вый путь, по ко­то­ро­му ва­го­ны пе­ре­дви­га­лись при по­мо­щи кон­ной тя­ги; один из осн. ви­дов об­ществ. тран­спор­та во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. К.-ж. д. бы­ли ме­ж­ду­го­род­ни­ми, при­го­род­ны­ми и го­род­ски­ми, а так­же про­мыш­лен­ны­ми. В Рос­сии гор. ли­нии К.-ж. д. на­зы­ва­ли так­же «кон­ным трам­ва­ем», «кон­кой», «го­род­ским трам­ва­ем на кон­ной тя­ге».

К.-ж. д. долж­ны бы­ли про­кла­ды­вать­ся на рав­ни­нах и в низ­мен­ных ме­ст­но­стях, по­сколь­ку лю­бой подъ­ём тре­бо­вал по­строй­ки боль­шо­го чис­ла плав­ных кри­вых, при­пря­га­ния до­пол­нит. ло­ша­дей. Путь был ча­ще все­го од­но­ко­лей­ный с разъ­ез­да­ми, ре­же – двух­ко­лей­ный. Ва­го­ны К.-ж. д. име­ли не­боль­шую мас­су, раз­де­ля­лись на гру­зо­вые и пас­са­жир­ские (зим­ние за­кры­тые, лет­ние от­кры­тые, двух­этаж­ные за­кры­тые, а так­же ва­го­ны с им­пе­риа­лом – от­кры­той пло­щад­кой на 2-м эта­же). Ско­рость дви­же­ния ва­го­нов К.-ж. д. со­став­ля­ла от 4–5 до 9–12 км/ч. Для К.-ж. д. ис­поль­зо­ва­лись осо­бо вы­нос­ли­вые по­ро­ды ло­ша­дей – тя­же­ло­возы, срок их ра­бо­ты со­став­лял 2–3 го­да. На ме­ж­ду­го­род­ней и при­го­род­ной К.-ж. д. 4–6 ло­ша­дей тя­ну­ли 3–6 ва­го­нов с пас­са­жи­ра­ми и/или с гру­за­ми. Че­рез оп­ре­де­лён­ные рас­стоя­ния (как пра­ви­ло, 15–20 км) на стан­ци­ях ло­ша­дей сме­ня­ли. Го­род­ская кон­ка со­стоя­ла из од­но­го ва­го­на (ре­же двух), ко­то­рый тя­ну­ли 1–2 ло­ша­ди.

Пер­вые К.-ж. д. со­ору­же­ны для пе­ре­воз­ки гру­зов в Гер­ма­нии (на шах­тах г. Бо­хум, 1787–94; ме­ж­ду ме­тал­лур­гич. за­во­да­ми в чер­те совр. г. Хо­жув в Верх­ней Си­ле­зии, 1802), Ве­ли­ко­бри­та­нии, Рос­сии (в Змеи­но­гор­ске на Ал­тае от пла­виль­но­го за­во­да до руд­ни­ка, 1806–09), США (Фи­ла­дель­фия, 1809) и др. Из них пер­вой К.-ж. д. об­ще­го поль­зо­ва­ния ста­ла до­ро­га Крой­дон Уонд­су­орт (к югу от Лон­до­на, 1803); пер­вой пас­са­жир­ской К.-ж. д. (с 1807) – до­ро­га Су­он­си – Ойстер­ма­ут (на юге Уэль­са, 1806). Наи­бо­лее про­тя­жён­ная ме­ж­ду­го­род­няя К.-ж. д. (197 км) в Ев­ро­пе бы­ла со­ору­же­на для гру­зо­вых пе­ре­во­зок в Австр. им­пе­рии ме­ж­ду го­ро­да­ми Буд­вайс (ны­не Чес­ке-Бу­деё­ви­це, Че­хия), Линц и Гмун­ден (1827–36; с 1836 ис­поль­зо­ва­лась и для пас­са­жир­ских пе­ре­во­зок). Поч­ти все ме­ж­ду­го­род­ние К.-ж. д. за­кры­лись в свя­зи с мас­совым рас­про­стра­не­ни­ем па­ро­вой тя­ги в 1850–70-е гг.

Пер­вые го­род­ские пас­са­жир­ские К.-ж. д. поя­ви­лись в США – в Нью-Йор­ке (на о. Ман­хэт­тен в 1832 и в Брук­ли­не в 1853) и Но­вом Ор­леа­не (1835). За­тем К.-ж. д. бы­ли со­ору­же­ны поч­ти во всех го­ро­дах США. В Ев­ро­пе пер­вые пас­са­жир­ские К.-ж. д. бы­ли со­ору­же­ны в Па­ри­же (1854), Бир­кен­хе­де (1860), Лон­до­не (1861), Же­не­ве (1862), Ко­пен­га­ге­не (1863), ме­ж­ду Гаа­гой и Схе­ве­нин­ге­ном (1864), в Бер­ли­не и Ве­не (обе 1865), Бу­да­пеш­те, Гам­бур­ге, ме­ж­ду Гаа­гой и Дел­фтом (все 1866), в Брюс­се­ле, Брно и Ли­вер­пу­ле (все 1869). В Аф­ри­ке пер­вые К.-ж. д. от­кры­ты в Алек­сан­д­рии (1860) и Кейп­тау­не (1863), в Азии – в Джа­кар­те и Стам­бу­ле (обе 1869), в Лат. Аме­ри­ке – в Ме­хи­ко (1857), Сан­ть­я­го-де-Чи­ли (1858), Га­ва­не и Рио-де-Жа­ней­ро (обе 1859), Сал­ва­до­ре и Каль­яо (обе 1860). В Ка­на­де пер­вая К.-ж. д. со­ору­же­на в То­рон­то (1861), в Ав­ст­ра­лии – в Сид­нее (1861), в Но­вой Зе­лан­дии – в Нель­со­не (1862).

Про­тя­жён­ность се­ти го­род­ских К.-ж. д. в 1885 в США пре­вы­ша­ла 5 тыс. км (в т. ч. в Нью-Йор­ке 800 км), в Юж. Аме­ри­ке – 1,5 тыс. км (б. ч. при­хо­ди­лась на г. Бу­энос-Ай­рес), в Ве­ли­ко­бри­та­нии со­став­ля­ла 1210 км, в Ита­лии – 1000 км, в Гер­ма­нии – 900 км, во Фран­ции – 640 км (в т. ч. 250 км в Па­ри­же), в Ни­дер­лан­дах – 625 км, в Рос. им­пе­рии – 550 км. В Ита­лии и Ни­дер­лан­дах К.-ж. д. строи­лись в пер­вую оче­редь для пе­ре­воз­ки гру­зов. По­яв­ле­ние и рас­про­стра­не­ние элек­трич. тя­ги при­ве­ло к ли­к­ви­да­ции гор. ли­ний К.-ж. д. или их элек­три­фи­ка­ции и за­мене ва­го­на К.-ж. д. трам­ва­ем. Го­род­ские К.-ж. д. ис­чез­ли в США в 1910-х – нач. 1920-х гг., в стра­нах Ев­ро­пы, Лат. Аме­ри­ки и Азии – в 1920–30-е гг.

В Рос­сии пре­об­ла­да­ли го­род­ские К.-ж. д., ме­ж­ду­го­род­ние не по­лу­чи­ли раз­ви­тия. Пер­вые гор. К.-ж. д. бы­ли гру­зо­вы­ми, по­строе­ны в С.-Пе­тер­бур­ге (1859–60, на Ва­силь­ев­ском остро­ве), в при­го­ро­де Ниж­не­го Нов­го­ро­да – Ка­на­ви­не (1864), Мо­ск­ве (1870–80), Кре­мен­чу­ге (1886). Гру­зо­вые К.-ж. д. дей­ст­во­ва­ли на мно­гих пром. пред­при­яти­ях и шах­тах.

Конка с империалом в Москве. Фото. Кон. 19 в.

Пер­вые го­род­ские пас­са­жир­ские К.-ж. д. в Рос. им­пе­рии поя­ви­лись в С.-Пе­тер­бур­ге (1863), Мо­ск­ве (1872) и Вар­ша­ве (1881). В 1880–90-е гг. они про­ло­же­ны во всех круп­ных го­ро­дах: Ка­за­ни (1875), Одес­се (1880), Ри­ге (1881), Харь­ко­ве (1882), Тиф­ли­се (1883), Са­ра­то­ве и Рос­то­ве-на-До­ну (обе 1887), Ре­ве­ле, Ки­ши­нё­ве и Ту­ле (все 1888), Ба­ку (1889), На­хи­че­ва­ни-на-До­ну (ны­не в чер­те г. Ро­стов-на-До­ну), Або и Гель­синг­фор­се (все 1890), Кие­ве и Во­ро­не­же (обе 1891), Бер­ди­че­ве, Ков­но и Мин­ске (все 1892), Виль­не (1893), Бе­ло­сто­ке и Са­ма­ре (обе 1895), Ни­ко­лае­ве (1897). Боль­шин­ст­во го­род­ских К.-ж. д. при­над­ле­жа­ло бельг. ком­па­ни­ям. В Ниж­нем Нов­го­ро­де, Мо­ги­лё­ве и Пско­ве дей­ст­во­ва­ли К.-ж. д., по­стро­ен­ные и при­над­ле­жав­шие ор­га­нам гор. об­ществ. са­мо­управ­ле­ния. В 1890–1910-е гг. в дач­ных при­го­ро­дах С.-Пе­тер­бур­га (Вы­ри­ца, Ора­ни­ен­ба­ум, По­пов­ка), Одес­сы (Ку­яль­ниц­кий и Хад­жи­бей­ский ли­ма­ны, Лан­же­рон) и Мо­ск­вы (Но­во­ги­рее­во, Ма­ла­хов­ка), а так­же на ку­рор­те Гаг­ры (1903), в ря­де боль­ших ста­ниц Ку­ба­ни (Абин­ская, Иль­ская), к ря­ду мо­на­сты­рей (Свя­то-Ус­пен­ско­му Свя­то­гор­ско­му в Ека­те­ри­но­слав­ской губ.; Трои­це-Сер­ги­ев­ской пус­ты­ни, близ Стрель­ны) бы­ли про­ло­же­ны не­боль­шие ли­нии ча­ст­ных К.-ж. д. Ча­ст­ная гру­зо-пас­са­жир­ская К.-ж. д. дей­ст­во­ва­ла с 1903 в Рос­то­ве Яро­слав­ской гу­бер­нии.

Наи­бо­лее про­тя­жён­ную сеть К.-ж. д. в 1904 име­ли Мо­ск­ва (96,5 км), С.-Пе­тер­бург (96,3 км), Одес­са (50,4 км), Вар­ша­ва (28 км), Ка­зань (26,2 км), Са­ра­тов (21,3 км), Харь­ков (18,7 км), Тиф­лис (17,1 км), Ба­ку (16,2 км). В 1900-е гг. во мно­гих го­ро­дах ли­нии К.-ж. д. бы­ли элек­три­фи­ци­ро­ва­ны. В 20 в. но­вые ли­нии К.-ж. д. бы­ли про­ло­же­ны в го­ро­дах Таш­кент (1901), Псков (1909), Мо­ги­лёв (1910), Не­жин (1915), Ир­бит (1926), а так­же в ста­ни­це Крым­ская Ку­ба­но-Чер­но­мор­ской обл. (1921). Во мно­гих го­ро­дах быв. Рос. им­пе­рии К.-ж. д. пе­ре­ста­ли су­ще­ст­во­вать в пе­ри­од Гражд. вой­ны 1917–22 и сра­зу по­сле неё (гл. обр. из-за от­сут­ст­вия фу­ра­жа): С.-Пе­тер­бур­ге (1917), Ниж­нем Нов­го­ро­де, Харь­ко­ве и Эри­ва­ни (все 1918), Во­ро­не­же, Ту­ле и Тал­ли­не (все 1919), Мо­ги­лё­ве (1920), Рос­то­ве и Бер­ди­че­ве (обе 1921), Ба­ку (1923). В по­дав­ляю­щем боль­шин­ст­ве слу­ча­ев К.-ж. д. за­ме­ня­лись ли­ния­ми элек­трич. трам­вая (в осн. в 1917–1923). В то же вре­мя в ря­де го­ро­дов, где в хо­де Гражд. вой­ны пре­кра­ти­лась ра­бо­та элек­тро­стан­ций, дви­же­ние по наи­бо­лее важ­ным ли­ни­ям во­зоб­нов­ля­лось с по­мо­щью кон­ной тя­ги (Ев­па­то­рия, Ни­ко­ла­ев, Одес­са, Харь­ков). По­след­ние ли­нии К.-ж. д. на тер­ри­то­рии быв. Рос. им­пе­рии за­кры­ты в Мин­ске (1928), Кау­на­се (1929), По­ти (1932), ста­ни­це Крым­ской (1933) и Ир­би­те (1934).

От­дель­ные К.-ж. д., пре­им. на пром. пред­при­яти­ях и шах­тах, про­су­ще­ст­во­ва­ли в ря­де стран до сер. 20 в. В на­стоя­щее вре­мя един­ст­вен­ная в ми­ре дей­ст­вую­щая ли­ния К.-ж. д. (дли­на 2,8 км, от­кры­та в 1876) со­хра­ни­лась в г. Ду­глас на о. Мэн (Ве­ли­ко­бри­та­ния).

Лит.: Straßenbahnatlas ehemalige Sowjetuni­on. 2003. B., 2003; Го­род­ской элек­три­че­ский транс­порт в Рос­сии, СССР и Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции: гео­гра­фия, ис­то­рия, ста­ти­сти­ка. Н. Нов­го­род, 2007.

Вернуться к началу