Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИВА́Н ФЁДОРОВИЧ

Авторы: А. В. Кузьмин

ИВА́Н ФЁДОРОВИЧ (ме­ж­ду 1408 и 1417 – вес­на 1456, Пе­ре­яс­лавль-Ря­зан­ский, ны­не г. Ря­зань; по­хо­ро­нен в Ус­пен­ском со­бо­ре го­ро­да), вел. князь ря­зан­ский (ок. 1417 – 1456). Из ди­на­стии ря­зан­ских Рю­ри­ко­ви­чей, сын Фё­до­ра Оль­го­ви­ча, внук вел. кн. ря­зан­ско­го Оле­га Ива­но­ви­ча и вел. кн. вла­ди­мир­ско­го Дмит­рия Ива­но­ви­ча Дон­ско­го, отец Ва­си­лия Ива­но­ви­ча. Управ­ле­ние ря­дом тер­ри­то­рий и сбор до­хо­дов в Ря­зан­ском вел. кн-ве И. Ф. де­лил с вел. кн. прон­ским Ива­ном Вла­ди­ми­ро­ви­чем, про­во­див­шим са­мо­сто­ят. по­ли­ти­ку. По пред­по­ло­же­нию Л. В. Че­реп­ни­на, ок. 1417 И. Ф. за­клю­чил до­го­вор с вел. кн. мо­с­ков­ским Ва­си­ли­ем I Дмит­рие­ви­чем, имев­ший, ве­ро­ят­но, про­мос­ков­ский ха­рак­тер.

Осе­нью 1425 ря­зан­ское по­гра­ни­чье под­верг­лось на­бе­гу ор­дын­цев, И. Ф. вы­слал вой­ско, дог­нав­шее и раз­гро­мив­шее их. В на­ча­ле авг. 1427 в ре­зуль­та­те по­хо­дов вел. кн. Ви­тов­та на по­гра­нич­ные тер­ри­то­рии Зо­ло­той Ор­ды И. Ф., на­ря­ду с вел. князь­я­ми твер­ским, прон­ским и но­во­силь­ским, при­знал над со­бой его сю­зе­ре­ни­тет [в 1430 вме­сте с ни­ми вы­ез­жал в Тро­ки (ны­не Тра­кай) на не­со­сто­яв­шую­ся ко­ро­на­цию Ви­тов­та]. В об­мен на за­щи­ту от внеш­ней опас­но­сти И. Ф. при­зна­вал его по­ли­тич. стар­шин­ст­во, обе­щал слу­жить ему про­тив внеш­них вра­гов, в т. ч. тех, кто хо­тел бо­роть­ся про­тив вну­ка Ви­тов­та – вел. кн. мо­с­ков­ско­го Ва­си­лия II Ва­силь­е­ви­ча. При этом И. Ф. от­ка­зы­вал­ся от пра­ва за­клю­чать с кем-ли­бо до­го­во­ры или сою­зы без со­гла­сия Ви­тов­та. В слу­чае кон­флик­та ме­ж­ду Моск. вел. кн-вом, его удель­ны­ми князь­я­ми и Вел. кн-вом Ли­тов­ским (ВКЛ) И. Ф. дол­жен был под­дер­жи­вать Ви­тов­та «без хит­ро­сти». Эта за­ви­си­мость от ВКЛ стои­ла И. Ф. врем. по­те­ри стра­те­ги­че­ски важ­ных зе­мель в вер­ховь­ях р. Дон с го­ро­да­ми Ту­ла, Бе­ре­стей и др. В 1430–32 в свя­зи с на­ча­лом меж­до­усоб­ной борь­бы за власть в ВКЛ И. Ф. ос­во­бо­дил­ся от его сю­зе­ре­ни­те­та.

Что­бы объ­е­ди­нить­ся в борь­бе про­тив внеш­них и, оче­вид­но, внутр. вра­гов, вел. кн. Ва­си­лий II Ва­силь­е­вич вме­сте с уг­лич­ским кн. Кон­стан­ти­ном Дмит­рие­ви­чем, мо­жай­ским кн. Ива­ном Ан­д­рее­ви­чем, бе­ло­зер­ским кн. Ми­хаи­лом Ан­д­рее­ви­чем и бо­ров­ско-сер­пу­хов­ским кн. Ва­си­ли­ем Яро­сла­ви­чем за­клю­чи­ли осе­нью 1432 до­го­вор с И. Ф. В нач. 1434 во вре­мя обо­ст­ре­ния Мо­с­ков­ской усо­би­цы 1425–53 И. Ф. по­сы­лал свою рать на Га­лич. По­сле по­ра­же­ния Ва­си­лия II И. Ф. был вы­ну­ж­ден при­знать власть вел. кн. мо­с­ков­ско­го Юрия Дмит­рие­ви­ча и вес­ной 1434 за­клю­чил с ним до­го­вор, ко­то­рый, од­на­ко, дей­ст­во­вал не­дол­го из-за вне­зап­ной смер­ти вел. кня­зя мо­сков­ско­го 5.6.1434. В то же вре­мя И. Ф. уда­лось вер­нуть у ВКЛ свои вла­де­ния с го­ро­да­ми Ту­ла и Бе­ре­стей. И. Ф. су­мел на­вя­зать и за­клю­чить с деть­ми умер­ше­го вел. кн. прон­ско­го Ива­на Вла­ди­ми­ро­ви­ча (во гла­ве с кн. Фё­до­ром Ива­но­ви­чем) вы­год­ный для се­бя до­го­вор, ус­та­но­вив свой сю­зе­ре­ни­тет над Прон­ским вел. кн-вом. В слу­чае ка­ких-ли­бо кон­флик­тов ме­ж­ду ря­зан­ски­ми и прон­ски­ми князь­я­ми тре­тей­ским судь­ёй дол­жен был вы­сту­пать вел. князь мо­с­ков­ский, а ес­ли бы ему не уда­лось их рас­су­дить, – ми­тро­по­лит. Ес­ли ре­ше­ние по­след­не­го не ис­пол­ня­лось, то рас­су­дить кня­зей те­перь дол­жен был опять вел. князь мо­с­ков­ский.

Вес­ной 1437, в 1438 и 1442 вла­де­ния И. Ф. под­вер­га­лись ор­дын­ским на­бе­гам 13–15 вв., ор­дын­цы ра­зо­ря­ли ря­зан­ское по­гра­ни­чье, рас­по­ло­жен­ное на спор­ных с Ор­дой зем­лях, за­хва­ты­ва­ли по­гра­нич­ные сё­ла и «по­лон». В этой борь­бе по­ли­ти­ка И. Ф. вы­ну­ж­ден­но но­си­ла обо­ро­нит. ха­рак­тер и не вы­хо­ди­ла за пре­де­лы Ря­зан­ско­го кн-ва. Он при­нял на служ­бу кня­зей Елец­ких, ко­то­рые в 1-й четв. 15 в. бы­ли вы­ну­ж­де­ны ос­та­вить свои вла­де­ния в Ле­во­бе­реж­ном По­до­нье. Зи­мой 1443/44 зем­ли И. Ф. бы­ли ра­зо­ре­ны вой­ска­ми ор­дын­ско­го ца­ре­ви­ча Мус­та­фы. Не имея воз­мож­но­сти са­мо­стоя­тель­но про­ти­во­сто­ять ос­тав­шим­ся на зи­мов­ку ор­дын­цам, ря­зан­цы об­ра­ти­лись за по­мо­щью к вел. кн. мо­с­ков­ско­му Ва­си­лию II. Со­глас­но дей­ст­во­вав­ше­му с И. Ф. до­го­во­ру, вел. князь мо­сков­ский вы­слал вой­ска под ко­манд. кн. В. И. Обо­лен­ско­го и боя­ри­на А. Ф. Гол­тяе­ва. На р. Лис­тань (ны­не р. Ли­ст­вян­ка) – при­то­ке р. Ока – моск. и ря­зан­ские вой­ска, а так­же их мор­дов­ские со­юз­ни­ки на­нес­ли по­ра­же­ние вой­скам ца­ре­ви­ча Мус­та­фы и за­хва­ти­ли в плен ряд ор­дын­ских кня­зей. В чис­ле со­юз­ни­ков рус. кня­зей ле­то­пи­си впер­вые упо­ми­на­ют ря­зан­ских ка­за­ков. Врем. ос­лаб­ле­ние уг­ро­зы со сто­ро­ны Ор­ды, Моск. усо­би­ца и борь­ба за власть в ВКЛ в 1445–47 по­зво­ли­ли И. Ф. пол­но­стью под­чи­нить се­бе Прон­ское вел. кня­же­ст­во, пра­ви­те­ли ко­то­ро­го бе­жа­ли в ВКЛ.

Окон­чат. воз­вра­ще­ние Ва­си­лия II на моск. ве­ли­ко­кня­же­ский стол за­ста­ви­ло И. Ф. пой­ти на пе­ре­смотр ря­да ус­ло­вий преж­не­го до­го­во­ра и 20.7.1447 за­клю­чить с Ва­си­ли­ем II и моск. удель­ны­ми князь­я­ми но­вый, чуть ме­нее вы­год­ный для се­бя до­го­вор. По его ус­ло­ви­ям И. Ф. под­твер­ждал, что при­зна­ёт «ста­реи­шим бра­том» Ва­си­лия II, «бра­том» – мо­жай­ско­го кн. Ива­на Ан­д­рее­ви­ча, «мо­лод­шим бра­том» – бе­ло­зер­ско­го кн. Ми­хаи­ла Ан­д­рее­ви­ча. Кня­зья вновь обе­ща­ли друг дру­гу быть «за­один, без хит­ро­сти». И. Ф. не дол­жен был всту­пать в со­юз с ор­дын­ца­ми, ли­тов­ца­ми или с кем-ли­бо ещё, ес­ли они за­мыш­ля­ли что-ли­бо про­тив моск. кня­зей. При за­клю­че­нии вел. кня­зем мо­с­ков­ским мир­но­го до­го­во­ра с ВКЛ он обя­зы­вал­ся до­би­вать­ся то­го, что и с И. Ф. «бу­дет ему лю­бовь». По­след­нее ус­ло­вие бы­ло реа­ли­зо­ва­но в моск.-ли­тов. до­го­во­ре 31.8.1449, в ко­то­ром Ва­си­лий II пы­тал­ся под­черк­нуть своё влия­ние на И. Ф. Моск. сто­ро­на от­ме­ча­ла, что её «мо­лод­шии брат» И. Ф. с ней «в люб­ви» и про­си­ла ли­тов­скую сто­ро­ну не ин­три­го­вать про­тив не­го. В слу­чае ес­ли И. Ф. ка­ким-ли­бо об­ра­зом за­дел бы Ка­зи­ми­ра IV, по­след­ний дол­жен был опо­ве­стить об этом сво­его со­юз­ни­ка, а Ва­си­лий II га­ран­ти­ро­вал, что он раз­ре­шит этот воп­рос. Впро­чем, в слу­чае от­ка­за по дан­но­му де­лу ко­роль по­лу­чал пра­во на­ка­зать И. Ф. (в этом слу­чае Ва­си­лий II обе­щал за не­го не за­сту­пать­ся, что яв­ля­лось пря­мым на­ру­ше­ни­ем до­го­во­ра от 20.7.1447). Ва­си­лий II при­знал за И. Ф. пра­во слу­жить ко­ро­лю. В 1454/55 – 1456 после об­ра­зо­ва­ния Ка­си­мов­ско­го цар­ст­ва И. Ф. обе­щал Ва­си­лию II пла­тить в Го­ро­дец-Ме­щер­ский ор­дын­ский вы­ход ца­ре­ви­чу Ка­си­му (из ди­на­стии Джу­чи­дов). Со­юз с вел. князем мо­с­ков­ским был не­об­хо­дим И. Ф., т. к. в 1455–56 на­чал­ся кон­фликт на ря­зан­ско-ли­тов. по­гра­ни­чье: его вой­ска за­хва­ти­ли и вы­жгли Мценск и его ок­ру­гу, уве­ли боль­шой по­лон. При И. Ф. ме­ст­ные ря­зан­ские ду­хов­ные кор­по­ра­ции по­лу­чи­ли под­твер­жде­ния на жа­ло­ван­ные, дан­ные, льгот­ные, не­су­ди­мые и тар­хан­ные гра­мо­ты преж­них кня­зей, а так­же на ряд но­вых вла­де­ний, уго­дий и рыб­ных ло­вель. Пе­ред смер­тью И. Ф. при­нял по­стриг с име­нем Ио­на.

Лит.: Ило­вай­ский Д. И. Ис­то­рия Ря­зан­ско­го кня­же­ст­ва. М., 1858. М., 1997; Гут­тен-Чап­ский Э. К. Удель­ные, ве­ли­ко­кня­же­ские и цар­ские день­ги Древ­ней Ру­си. СПб., 1875; Эк­зем­п­ляр­ский А. В. Ве­ли­кие и удель­ные кня­зья Се­вер­ной Ру­си в та­тар­ский пе­ри­од, с 1238 по 1505 г. СПб., 1891. Т. 2; Че­реп­нин Л. В. Рус­ские фео­даль­ные ар­хи­вы XIV–XV вв. М.; Л., 1948. Ч. 1; Фло­ря Б. Н. Ве­ли­кое кня­же­ст­во Ли­тов­ское и Ря­зан­ская зем­ля в XV в. // Сла­вя­не в эпо­ху фео­да­лиз­ма. М., 1978; Шо­рин П. А. О мет­ро­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стях и за­ко­но­мер­но­стях в мо­нет­ной че­кан­ке ве­ли­ко­го кня­же­ст­ва Ря­зан­ско­го // Ис­то­рия и куль­ту­ра древ­не­рус­ско­го го­ро­да. М., 1989; Зи­мин А. А. Ви­тязь на рас­пу­тье: Фео­даль­ная вой­на в Рос­сии XV в. М., 1991; Ан­то­нов А. В. Но­вый ис­точ­ник по ис­то­рии на­год­чи­ны // Рус­ский ди­пло­ма­та­рий. М., 2000. Вып. 6; Сме­та­ни­на С. И. Вот­чин­ные ар­хи­вы ря­зан­ских ду­хов­ных кор­по­ра­ций XIII – на­ча­ла XVI в. // Там же; Ореш­ни­ков А. В. Рус­ские мо­не­ты до 1547 г. и ма­те­риа­лы к рус­ской ну­миз­ма­ти­ке до цар­ско­го пе­рио­да. М., 2006.

Вернуться к началу