ИВА́Н ФЁДОРОВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИВА́Н ФЁДОРОВИЧ (между 1408 и 1417 – весна 1456, Переяславль-Рязанский, ныне г. Рязань; похоронен в Успенском соборе города), вел. князь рязанский (ок. 1417 – 1456). Из династии рязанских Рюриковичей, сын Фёдора Ольговича, внук вел. кн. рязанского Олега Ивановича и вел. кн. владимирского Дмитрия Ивановича Донского, отец Василия Ивановича. Управление рядом территорий и сбор доходов в Рязанском вел. кн-ве И. Ф. делил с вел. кн. пронским Иваном Владимировичем, проводившим самостоят. политику. По предположению Л. В. Черепнина, ок. 1417 И. Ф. заключил договор с вел. кн. московским Василием I Дмитриевичем, имевший, вероятно, промосковский характер.
Осенью 1425 рязанское пограничье подверглось набегу ордынцев, И. Ф. выслал войско, догнавшее и разгромившее их. В начале авг. 1427 в результате походов вел. кн. Витовта на пограничные территории Золотой Орды И. Ф., наряду с вел. князьями тверским, пронским и новосильским, признал над собой его сюзеренитет [в 1430 вместе с ними выезжал в Троки (ныне Тракай) на несостоявшуюся коронацию Витовта]. В обмен на защиту от внешней опасности И. Ф. признавал его политич. старшинство, обещал служить ему против внешних врагов, в т. ч. тех, кто хотел бороться против внука Витовта – вел. кн. московского Василия II Васильевича. При этом И. Ф. отказывался от права заключать с кем-либо договоры или союзы без согласия Витовта. В случае конфликта между Моск. вел. кн-вом, его удельными князьями и Вел. кн-вом Литовским (ВКЛ) И. Ф. должен был поддерживать Витовта «без хитрости». Эта зависимость от ВКЛ стоила И. Ф. врем. потери стратегически важных земель в верховьях р. Дон с городами Тула, Берестей и др. В 1430–32 в связи с началом междоусобной борьбы за власть в ВКЛ И. Ф. освободился от его сюзеренитета.
Чтобы объединиться в борьбе против внешних и, очевидно, внутр. врагов, вел. кн. Василий II Васильевич вместе с угличским кн. Константином Дмитриевичем, можайским кн. Иваном Андреевичем, белозерским кн. Михаилом Андреевичем и боровско-серпуховским кн. Василием Ярославичем заключили осенью 1432 договор с И. Ф. В нач. 1434 во время обострения Московской усобицы 1425–53 И. Ф. посылал свою рать на Галич. После поражения Василия II И. Ф. был вынужден признать власть вел. кн. московского Юрия Дмитриевича и весной 1434 заключил с ним договор, который, однако, действовал недолго из-за внезапной смерти вел. князя московского 5.6.1434. В то же время И. Ф. удалось вернуть у ВКЛ свои владения с городами Тула и Берестей. И. Ф. сумел навязать и заключить с детьми умершего вел. кн. пронского Ивана Владимировича (во главе с кн. Фёдором Ивановичем) выгодный для себя договор, установив свой сюзеренитет над Пронским вел. кн-вом. В случае каких-либо конфликтов между рязанскими и пронскими князьями третейским судьёй должен был выступать вел. князь московский, а если бы ему не удалось их рассудить, – митрополит. Если решение последнего не исполнялось, то рассудить князей теперь должен был опять вел. князь московский.
Весной 1437, в 1438 и 1442 владения И. Ф. подвергались ордынским набегам 13–15 вв., ордынцы разоряли рязанское пограничье, расположенное на спорных с Ордой землях, захватывали пограничные сёла и «полон». В этой борьбе политика И. Ф. вынужденно носила оборонит. характер и не выходила за пределы Рязанского кн-ва. Он принял на службу князей Елецких, которые в 1-й четв. 15 в. были вынуждены оставить свои владения в Левобережном Подонье. Зимой 1443/44 земли И. Ф. были разорены войсками ордынского царевича Мустафы. Не имея возможности самостоятельно противостоять оставшимся на зимовку ордынцам, рязанцы обратились за помощью к вел. кн. московскому Василию II. Согласно действовавшему с И. Ф. договору, вел. князь московский выслал войска под команд. кн. В. И. Оболенского и боярина А. Ф. Голтяева. На р. Листань (ныне р. Листвянка) – притоке р. Ока – моск. и рязанские войска, а также их мордовские союзники нанесли поражение войскам царевича Мустафы и захватили в плен ряд ордынских князей. В числе союзников рус. князей летописи впервые упоминают рязанских казаков. Врем. ослабление угрозы со стороны Орды, Моск. усобица и борьба за власть в ВКЛ в 1445–47 позволили И. Ф. полностью подчинить себе Пронское вел. княжество, правители которого бежали в ВКЛ.
Окончат. возвращение Василия II на моск. великокняжеский стол заставило И. Ф. пойти на пересмотр ряда условий прежнего договора и 20.7.1447 заключить с Василием II и моск. удельными князьями новый, чуть менее выгодный для себя договор. По его условиям И. Ф. подтверждал, что признаёт «стареишим братом» Василия II, «братом» – можайского кн. Ивана Андреевича, «молодшим братом» – белозерского кн. Михаила Андреевича. Князья вновь обещали друг другу быть «заодин, без хитрости». И. Ф. не должен был вступать в союз с ордынцами, литовцами или с кем-либо ещё, если они замышляли что-либо против моск. князей. При заключении вел. князем московским мирного договора с ВКЛ он обязывался добиваться того, что и с И. Ф. «будет ему любовь». Последнее условие было реализовано в моск.-литов. договоре 31.8.1449, в котором Василий II пытался подчеркнуть своё влияние на И. Ф. Моск. сторона отмечала, что её «молодшии брат» И. Ф. с ней «в любви» и просила литовскую сторону не интриговать против него. В случае если И. Ф. каким-либо образом задел бы Казимира IV, последний должен был оповестить об этом своего союзника, а Василий II гарантировал, что он разрешит этот вопрос. Впрочем, в случае отказа по данному делу король получал право наказать И. Ф. (в этом случае Василий II обещал за него не заступаться, что являлось прямым нарушением договора от 20.7.1447). Василий II признал за И. Ф. право служить королю. В 1454/55 – 1456 после образования Касимовского царства И. Ф. обещал Василию II платить в Городец-Мещерский ордынский выход царевичу Касиму (из династии Джучидов). Союз с вел. князем московским был необходим И. Ф., т. к. в 1455–56 начался конфликт на рязанско-литов. пограничье: его войска захватили и выжгли Мценск и его округу, увели большой полон. При И. Ф. местные рязанские духовные корпорации получили подтверждения на жалованные, данные, льготные, несудимые и тарханные грамоты прежних князей, а также на ряд новых владений, угодий и рыбных ловель. Перед смертью И. Ф. принял постриг с именем Иона.