Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЮББЕНЕ́Т

Авторы: Д. Н. Шилов

ГЮББЕНЕ́Т Адольф Яков­ле­вич, фон [31.8(12.9).1830, г. Лем­заль Риж­ско­го у. Лиф­лянд­ской губ., ны­не г. Лим­ба­жи в Лат­вии – 6.4.1901, Па­риж], рос. гос. дея­тель, д. тайн. сов. (1895), поч. чл. Пе­терб. АН (1889). Дво­ря­нин. Окон­чил юри­дич. ф-т С.-Пе­терб. ун-та (1854). С 1855 на служ­бе в Гл. управ­ле­нии Зап. Си­би­ри, с 1859 в Мин-ве гос. иму­ществ, с 1865 в Гос. кон­тро­ле. Ди­рек­тор Деп-та гос. ка­зна­чей­ст­ва Мин-ва фи­нан­сов (1874–1880); в рус.-тур. вой­ну 1877–78 за­ве­до­вал по­ле­вы­ми ка­зна­чей­ст­ва­ми на те­ат­рах во­ен. дей­ст­вий в Тур­ции, Ма­лой Азии и Тур­ке­ста­не. Се­на­тор (1882). Статс-сек­ре­тарь Е. И. В. (1883). Ми­нистр пу­тей со­об­ще­ния (1889–1892; то­ва­рищ ми­ни­ст­ра в 1880–85). По рас­по­ря­же­ни­ям Г. на­ча­то ко­рен­ное пе­ре­уст­рой­ст­во Ма­ри­ин­ской вод­ной сис­те­мы (1889), об­ра­зо­ва­на Гл. за­во­дская ин­спек­ция Мин-ва пу­тей со­об­ще­ния (МПС; 1890), ус­та­нов­ле­ны льгот­ные ж.-д. та­ри­фы на пе­ре­воз­ку зер­на (1891), ак­тив­но ве­лось строи­тель­ст­во пор­тов в Но­во­рос­сий­ске и Фео­до­сии. По пред­став­ле­нию Г. в февр. 1891 при­ня­то по­ста­нов­ле­ние К-та ми­ни­ст­ров о на­ча­ле строи­тель­ст­ва Транс­си­бир­ской ма­ги­ст­ра­ли [пер­вым 19(31).5.1891 стал со­ору­жать­ся уча­сток от Вла­ди­во­сто­ка до ст. Граф­ская (ны­не ст. Ла­зо)]. Г. яв­лял­ся сто­рон­ни­ком сис­те­мы ис­клю­чи­тель­но ка­зён­но­го ж.-д. хо­зяй­ст­ва, в пе­ри­од его управ­ле­ния МПС в каз­ну вы­ку­п­ле­ны же­лез­ные до­ро­ги, а так­же отд. ли­нии: За­кав­каз­ская, Мор­шан­ско-Сыз­ран­ская и Ряж­ско-Вя­зем­ская (все в 1889), Там­бо­во-Коз­лов­ская (1890), Кур­ско-Харь­ков­ско-Азов­ская и Ли­ба­во-Ро­мен­ская (обе в 1891). Про­ти­во­ре­чия ме­ж­ду Г. и мин. фи­нан­сов И. А. Выш­не­град­ским (до­пус­кав­шим при­вле­че­ние ча­ст­ных ж.-д. об­ществ к строи­тель­ст­ву же­лез­ных до­рог) при­ве­ли к соз­да­нию меж­ве­дом­ст­вен­но­го со­ве­ща­ния по ж.-д. во­про­сам (март 1891), ко­то­рое под­дер­жа­ло по­зи­цию Выш­не­град­ско­го; в янв. 1892 Г. был от­прав­лен в от­став­ку. Чл. Гос. со­ве­та (1892). С 1898 в бес­сроч­ном от­пус­ке. На­гра­ж­дён ор­де­ном Св. Алек­сан­д­ра Нев­ско­го (1890) и др.

Лит.: Крат­кий ис­то­ри­че­ский очерк раз­ви­тия и дея­тель­но­сти ве­дом­ст­ва пу­тей со­об­ще­ния за сто лет его су­ще­ст­во­ва­ния (1798–1898 гг.). СПб., 1898; Кис­лин­ский Н. А. На­ша же­лез­но­до­рож­ная по­ли­ти­ка по до­ку­мен­там ар­хи­ва Ко­ми­те­та ми­ни­ст­ров. СПб., 1902. Т. 4.

Вернуться к началу