ГЮББЕНЕ́Т
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЮББЕНЕ́Т Адольф Яковлевич, фон [31.8(12.9).1830, г. Лемзаль Рижского у. Лифляндской губ., ныне г. Лимбажи в Латвии – 6.4.1901, Париж], рос. гос. деятель, д. тайн. сов. (1895), поч. чл. Петерб. АН (1889). Дворянин. Окончил юридич. ф-т С.-Петерб. ун-та (1854). С 1855 на службе в Гл. управлении Зап. Сибири, с 1859 в Мин-ве гос. имуществ, с 1865 в Гос. контроле. Директор Деп-та гос. казначейства Мин-ва финансов (1874–1880); в рус.-тур. войну 1877–78 заведовал полевыми казначействами на театрах воен. действий в Турции, Малой Азии и Туркестане. Сенатор (1882). Статс-секретарь Е. И. В. (1883). Министр путей сообщения (1889–1892; товарищ министра в 1880–85). По распоряжениям Г. начато коренное переустройство Мариинской водной системы (1889), образована Гл. заводская инспекция Мин-ва путей сообщения (МПС; 1890), установлены льготные ж.-д. тарифы на перевозку зерна (1891), активно велось строительство портов в Новороссийске и Феодосии. По представлению Г. в февр. 1891 принято постановление К-та министров о начале строительства Транссибирской магистрали [первым 19(31).5.1891 стал сооружаться участок от Владивостока до ст. Графская (ныне ст. Лазо)]. Г. являлся сторонником системы исключительно казённого ж.-д. хозяйства, в период его управления МПС в казну выкуплены железные дороги, а также отд. линии: Закавказская, Моршанско-Сызранская и Ряжско-Вяземская (все в 1889), Тамбово-Козловская (1890), Курско-Харьковско-Азовская и Либаво-Роменская (обе в 1891). Противоречия между Г. и мин. финансов И. А. Вышнеградским (допускавшим привлечение частных ж.-д. обществ к строительству железных дорог) привели к созданию межведомственного совещания по ж.-д. вопросам (март 1891), которое поддержало позицию Вышнеградского; в янв. 1892 Г. был отправлен в отставку. Чл. Гос. совета (1892). С 1898 в бессрочном отпуске. Награждён орденом Св. Александра Невского (1890) и др.