Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРОНЕАВТОМОБИ́ЛЬ

БРОНЕАВТОМОБИ́ЛЬ (бро­не­вик), бое­вая бро­ни­ро­ван­ная ма­ши­на по­вы­шен­ной про­хо­ди­мо­сти, пред­на­зна­чен­ная для ог­не­вой под­держ­ки пе­хо­ты в бою, ве­де­ния раз­вед­ки, ох­ра­не­ния и свя­зи.

Бронеавтомобиль БА-10. 1936.

Про­об­ра­зы Б., соз­дан­ные анг­ли­ча­на­ми в ви­де бро­ни­ро­ван­ных па­ро­вых трак­то­ров, при­ме­ня­лись в анг­ло-бур­ской вой­не 1899–1902. В 1902 анг­ли­ча­нин Ф. Р. Симмс соз­дал пер­вый Б. на шас­си гру­зо­во­го ав­то­мо­би­ля с дви­га­те­лем внутр. сго­ра­ния. В 1904 подъ­е­са­ул Си­бир­ско­го ка­зачь­е­го пол­ка М. А. На­ка­шид­зе раз­ра­бо­тал пер­вый Б., по­сту­пив­ший в 1905 на воо­ру­же­ние рос. ар­мии (пер­вый эк­зем­п­ляр со­б­ран во Фран­ции). К нач. 1-й ми­ро­вой вой­ны в ар­ми­ях Ан­тан­ты и Трой­ст­вен­но­го сою­за 1882 боль­шин­ст­во Б. пред­став­ля­ли со­бой гру­зо­вые ав­то­мо­би­ли, час­тич­но бро­ни­ро­ван­ные, воо­ру­жён­ные пре­им. пу­ле­мё­та­ми, не­ко­то­рые име­ли вра­щаю­щие­ся баш­ни по­лу­сфе­рич. фор­мы. В Рос­сии к окт. 1914 сфор­ми­ро­ва­на ро­та Б. (15 ма­шин), соз­дан­ных на ба­зе отеч. гру­зо­ви­ков «Рус­со-Балт», ко­то­рая впер­вые всту­пи­ла в бой 20.11(3.12).1914 на Се­ве­ро-За­пад­ном фрон­те. К сер. 1917 в рос. ар­мии на­счи­ты­ва­лось ок. 300 Б. разл. ма­рок, объ­е­ди­нён­ных в 13 ди­ви­зио­нов. В пе­ри­од Гражд. вой­ны 1917–22 ко­ли­че­ст­во Б. в РККА со­став­ля­ло 150–216 ед., в бе­лых ар­ми­ях – ок. 80 ед.

Во 2-й ми­ро­вой вой­не в ар­ми­ях про­ти­во­бор­ст­во­вав­ших сто­рон при­ме­ня­лись лёг­кие (мас­сой 4 т), сред­ние (4–8 т) и тя­жё­лые (св. 8 т) Б., имев­шие про­ти­во­пуль­ное (лёг­кие Б.) и про­ти­во­ос­ко­лоч­ное (сред­ние и тя­жё­лые Б.) бро­ни­ро­ва­ние. Во­ору­же­ние – пу­ле­мёт­ное (лёг­кие Б.), пу­шеч­но-пу­ле­мёт­ное (сред­ние и тя­жё­лые Б.). В по­сле­во­ен­ное вре­мя по­лу­чи­ли раз­ви­тие Б. уз­ко­го на­зна­че­ния (раз­ве­ды­ва­тель­ные, ин­же­нер­ные и др.), по­это­му в Воо­руж. Си­лах СССР и не­ко­то­рых иностр. ар­ми­ях тер­мин «Б.» вы­шел из упот­реб­ле­ния. В 1980–90-х гг. в ря­де стран соз­да­ны Б. но­во­го по­ко­ле­ния: М998 (США), «Тран­сак» (Ве­ли­ко­бри­та­ния), «Пе­жо»Р4 (Фран­ция), ГАЗ-39344 (РФ) и др. Их мас­са со­став­ля­ет от 1,8 до 16,7 т. Во­ору­же­ние – пуш­ка ка­либ­ра 20–90 мм, 1–2 пу­ле­мё­та ка­либ­ра 7,62 мм или 12,7 мм, ино­гда гра­на­то­мёт или про­ти­во­тан­ко­вый ра­кет­ный ком­плекс. Эки­паж 2–4 чел., бро­ни­ро­ва­ние – про­ти­во­ос­ко­лоч­ное, за­пас хо­да 400–1000 км, макс. ско­рость на су­ше 88–150 км/ч, на пла­ву 4–7 км/ч. Б. ос­на­ща­ют­ся при­бо­ра­ми ноч­но­го ви­де­ния, ра­дио­стан­ция­ми, про­ти­во­по­жар­ным обо­ру­до­ва­ни­ем, сис­те­мой за­щи­ты от ОМП. Б. без во­ору­же­ния ино­гда ис­поль­зу­ют в ка­че­ст­ве ин­кас­са­тор­ских ма­шин; ав­то­мо­би­лей по­вы­шен­ной бе­зо­пас­но­сти, тя­га­чей и пр.

Лит.: Дю­му­лен И. И. Бро­не­ав­то­мо­би­ли. М., 1939; Го­го­лев Л. Д. Бро­не­ма­ши­ны: Очер­ки об ис­то­рии раз­ви­тия и бое­вом при­ме­не­нии. М., 1986.

Вернуться к началу