БЕЛГРА́ДСКАЯ ДЕКЛАРА́ЦИЯ 1955
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕЛГРА́ДСКАЯ ДЕКЛАРА́ЦИЯ 1955, соглашение между СССР и Федеративной Народной Республикой Югославия (ФНРЮ), провозгласившее принципы взаимоотношений двух государств друг с другом и отношений с др. государствами. Договорённость о подписании документа достигнута в ходе обмена письмами между ЦК КПСС и ЦК Союза коммунистов Югославии (СКЮ) весной 1955. Проект Б. д. подготовлен югосл. стороной. Б. д. подписана в Белграде 2 июня председателем СМ СССР Н. А. Булганиным и президентом ФНРЮ И. Тито по итогам переговоров (27 мая – 2 июня). Несмотря на межгосударственный характер переговоров, главой сов. делегации являлся 1-й секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущёв, для которого главными были вопросы межпартийных отношений и офиц. восстановление связей между КПСС и СКЮ (нормализация отношений, подорванных в результате советско-югославского конфликта 1948, наметилась в 1953–54 после смерти И. В. Сталина).
Документом декларировались: уважение суверенитета, независимости, территориальной неприкосновенности государств; их равноправие; возможность мирного сосуществования между народами вне зависимости от различий в идеологии и обществ. устройстве (новой для сов. руководства была идея о том, что «вопросы внутреннего устройства, различия общественных систем и различия конкретных форм развития социализма являются исключительно делом народов отдельных стран»); взаимное уважение и невмешательство во внутр. дела. Б. д. содержала взаимные сов.-югосл. обязательства по развитию отношений в области торговли, транспорта и связи, культуры и пр., а также по взаимодействию обществ. организаций двух стран.
Офиц. восстановление связей между КПСС и СКЮ произошло после подписания Моск. декларации 1956. Руководство СССР и КПСС рассматривало Б. д. как основу собственно сов.-югосл. отношений, а руководство ФНРЮ (затем СФРЮ) и СКЮ – как основу для равноправного сотрудничества с СССР и подтверждение легитимности существования югосл. модели социализма, отличной от советской. Оно стремилось толковать Б. д. как взятое сов. руководством обязательство придерживаться её принципов во взаимоотношениях и с др. государствами.