БЕ́ЙЛИСА ДЕ́ЛО
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕ́ЙЛИСА ДЕ́ЛО, следствие и судебный процесс над киевским приказчиком иудейского вероисповедания Менделем Бейлисом по обвинению в убийстве православного мальчика А. Ющинского (Киев, март 1911). Первоначально убийство расследовалось как обычное уголовное преступление. Многочисленность ран на трупе (47) и характер их расположения породили слухи о ритуальном характере убийства, совершённого членом секты иудаистского толка. Такая точка зрения была высказана через неск. дней после убийства осуществлявшими частное расследование киевскими националистами во главе с В. С. Голубевым, лидером молодёжной патриотич. орг-ции «Двуглавый орёл», поддержана депутатами Гос. думы В. М. Пуришкевичем, Н. Е. Марковым и правой прессой, однако первоначально отвергнута следствием. После того как ряд др. версий (убийство А. Ющинского преступниками, о деятельности которых мальчик был, возможно, осведомлён, убийство мальчика его родственниками и др.) следствием был также отклонён, оно обратилось к ритуальной версии убийства; в июле 1911 на основе показаний одного из товарищей убитого арестован М. Бейлис, якобы принадлежавший к иудаистской секте. Проведённое по инициативе адвоката А. Д. Марголина частное расследование пришло к выводу о причастности к преступлению др. человека (содержательницы киевского притона). Эти данные были проигнорированы прокурором киевской судебной палаты Г. Г. Чаплинским и мин. юстиции И. Г. Щегловитовым.
На суде над М. Бейлисом (1913) выступило большое число свидетелей и экспертов (провели судебно-медицинскую, психиатрич. и психологич., историко-догматич. экспертизы). Проф. Киевской духовной академии православный свящ. А. А. Глаголев и проф. С.-Петерб. духовной академии И. Г. Троицкий, др. православные богословы отрицали возможность существования у иудеев обычая совершать ритуальные убийства, а магистр богословия католич. свящ. И. Е. Пранайтис подтвердил такую возможность, указав на то, что обстоятельства убийства А. Ющинского свидетельствуют о его ритуальном характере. Проф. Киевского ун-та психиатр И. А. Сикорский, сделав вывод, что убийцы стремились выпустить как можно больше крови, поддержал версию ритуального убийства. Против выступил В. М. Бехтерев, полагавший, что единственной целью убийц было лишить мальчика жизни. Суд присяжных констатировал ритуальный характер убийства Ющинского, однако признал Бейлиса невиновным в нём. Следствие и судебный процесс над Бейлисом вызвали значительный резонанс во всём мире и раскололи рос. общество. Некоторая часть рос. интеллигенции (В. В. Розанов, М. О. Меньшиков и др.) поддержала версию о ритуальном характере убийства, другая (В. И. Вернадский, В. П. Сербский и др.) – считала её провокацией, направленной на разжигание межконфессиональной розни.