Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОКТА́НОВОЕ ЧИСЛО́

  • рубрика

    Рубрика: Химия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 51

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ОКТА́НОВОЕ ЧИСЛО́ (ОЧ), ус­лов­ная ко­ли­че­ст­вен­ная ха­рак­те­ри­сти­ка ус­той­чи­во­сти к де­то­на­ции мо­тор­ных то­п­лив, при­ме­няе­мых в дви­га­те­лях внутр. сго­ра­ния с при­ну­ди­тель­ным за­жи­га­ни­ем. Де­то­на­ция воз­ни­ка­ет в ре­зуль­та­те об­ра­зо­ва­ния и на­ко­п­ле­ния в па­рáх то­п­ли­ва гид­ро­перок­си­дов ROOH (R – уг­ле­во­до­род­ный ра­ди­кал), яв­ляю­щих­ся пер­вич­ны­ми про­дук­та­ми окис­ле­ния уг­ле­во­до­род­но­го то­п­ли­ва. Ес­ли при этом дос­ти­га­ет­ся не­ко­то­рая кри­тич. кон­цен­тра­ция гид­ро­пер­ок­си­дов в сме­си, то про­ис­хо­дит де­то­на­ция, ха­рак­те­ри­зую­щая­ся не­обыч­но вы­со­кой ско­ро­стью рас­про­стра­не­ния пла­ме­ни и воз­ник­но­ве­ни­ем удар­ных волн. При де­то­на­ции па­да­ет мощ­ность дви­га­те­ля и ус­ко­ря­ет­ся его из­нос. Спо­соб­ность то­п­ли­ва сго­рать без де­то­на­ции на­зы­ва­ют де­то­на­ци­он­ной стой­ко­стью. Де­то­нац. стой­кость – важ­ней­ший по­ка­за­тель ка­че­ст­ва бен­зи­нов.

О. ч. чис­лен­но рав­но со­дер­жа­нию (% по объ­ё­му) изо­ок­та­на в его сме­си с н-геп­та­ном, при ко­то­ром эта смесь эк­ви­ва­лент­на по де­то­нац. стой­ко­сти ис­сле­дуе­мо­му то­п­ли­ву в стан­дарт­ных ус­ло­ви­ях ис­пы­та­ний. Изо­ок­тан труд­но окис­ля­ет­ся да­же при вы­со­ких сте­пе­нях сжа­тия, и его де­то­нац. стой­кость ус­лов­но при­ня­та за 100 еди­ниц. Сго­ра­ние в дви­га­те­ле н-геп­та­на да­же при не­вы­со­ких сте­пе­нях сжа­тия со­про­во­ж­да­ет­ся де­то­на­ци­ей, по­это­му его де­то­нац. стой­кость при­ня­та за 0. Не­ко­то­рые го­рю­чие жид­ко­сти – то­лу­ол, бен­зол, ме­тил-трет-бу­ти­ло­вый эфир, трет-бу­ти­ло­вый спирт и др. – име­ют бо­лее вы­со­кую де­то­нац. стой­кость, чем изо­ок­тан. Для оцен­ки О. ч. вы­ше 100 соз­да­на ус­лов­ная шка­ла, в ко­то­рой ис­поль­зу­ют изо­ок­тан с до­бав­ле­ни­ем разл. ко­ли­честв тет­ра­этил­свин­ца.

Де­то­нац. ис­пы­та­ния про­во­дят на пол­но­раз­мер­ном ав­то­мо­биль­ном дви­га­те­ле или на спец. ус­та­нов­ках с од­но­ци­лин­д­ро­вы­ми дви­га­те­ля­ми. На пол­но­раз­мер­ных дви­га­те­лях в стен­до­вых ус­ло­ви­ях оп­ре­де­ля­ют т. н. фак­ти­че­ское ок­та­но­вое чис­ло (ФОЧ), в до­рож­ных ус­ло­ви­ях – до­рож­ное ок­та­но­вое чис­ло (ДОЧ). На спец. ус­та­нов­ках с од­но­ци­лин­д­ро­вым дви­га­те­лем оп­ре­де­ле­ние О. ч. при­ня­то про­во­дить в двух ре­жи­мах: бо­лее жё­ст­ком, мо­де­ли­рую­щем ра­бо­ту дви­га­те­ля в ус­ло­ви­ях боль­ших на­гру­зок (мо­тор­ный ме­тод) и ме­нее жё­ст­ком (ис­сле­до­ва­тель­ский ме­тод). В мар­ке бен­зи­на (напр., АИ-98) бу­к­ва «И» ука­зы­ва­ет, что О. ч. оп­ре­де­ле­но ис­сле­до­ва­тель­ским ме­то­дом; ес­ли мар­ки­ров­ка не со­дер­жит этой бу­к­вы (напр., А-96), то О. ч. оп­ре­де­ле­но мо­тор­ным ме­то­дом. О. ч. то­п­ли­ва, ус­та­нов­лен­ное ис­сле­до­ва­тель­ским ме­то­дом, как пра­ви­ло, не­сколь­ко вы­ше, чем О. ч., ус­та­нов­лен­ное мо­тор­ным ме­то­дом. Т. к. при экс­плуа­та­ции пол­но­раз­мер­но­го дви­га­те­ля на пе­ре­мен­ных ре­жи­мах про­ис­хо­дит фрак­цио­ни­ро­ва­ние бен­зи­на, не­об­хо­ди­мо раз­дель­но оце­ни­вать де­то­нац. стой­кость его лёг­ких и тя­жё­лых фрак­ций; О. ч. бен­зи­на с учё­том его фрак­цио­ни­ро­ва­ния в дви­га­те­ле по­лу­чи­ло на­зва­ние ок­та­но­во­го чис­ла рас­пре­де­ле­ния (ОЧР).

Уг­ле­во­до­ро­ды, со­дер­жа­щие­ся в то­п­ли­вах, зна­чи­тель­но раз­ли­ча­ют­ся по де­то­нац. стой­ко­сти: наи­боль­шие О. ч. име­ют аро­ма­тич. уг­ле­во­до­ро­ды и па­ра­фи­но­вые уг­ле­во­до­ро­ды раз­ветв­лён­но­го строе­ния, наи­мень­шие О. ч. – па­ра­фи­но­вые уг­ле­во­до­ро­ды нор­маль­но­го строе­ния. Сре­ди то­п­лив неф­тя­но­го про­ис­хо­ж­де­ния наи­бо­лее вы­со­кие О. ч. име­ют бен­зи­ны, по­лу­чен­ные ка­та­ли­тич. ри­фор­мин­гом, кре­кин­гом и ал­ки­ли­ро­ва­ни­ем, наи­мень­шие – бен­зи­ны пря­мой пе­ре­гон­ки. По­сколь­ку де­то­нац. стой­кость сме­си ком­по­нен­тов не яв­ля­ет­ся ад­ди­тив­ным свой­ст­вом, ка­ж­дый ком­по­нент сме­си уг­ле­во­до­ро­дов, как пра­ви­ло, име­ет свою сме­си­тель­ную ха­рак­те­ри­сти­ку – ок­та­но­вое чис­ло сме­ше­ния (ОЧС).

Для про­те­ка­ния ус­той­чи­во­го – без дето­на­ции – го­ре­ния бен­зи­ны долж­ны иметь О. ч. от 70 до 98 по ис­сле­до­ва­тель­ско­му ме­то­ду. По­вы­ше­ние О. ч. то­п­лив дос­ти­га­ет­ся до­бав­ле­ни­ем вы­со­ко­ок­та­но­вых ком­по­нен­тов (напр., ал­ки­ла­та) и ан­ти­де­то­на­ци­он­ных при­са­док (ан­ти­де­то­на­то­ров мо­тор­ных то­п­лив).

Лит.: Гу­ре­ев АА., Азев ВС. Ав­то­мо­биль­ные бен­зи­ны. Свой­ст­ва и при­ме­не­ние. М., 1996.

Вернуться к началу