ПАПОРОТНИКОВИ́ДНЫЕ

  • рубрика

    Рубрика: Биология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 256-258

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. К. Тимонин 

ПАПОРОТНИКОВИ́ДНЫЕ (Pterido­phyta), от­дел выс­ших рас­те­ний. Вклю­ча­ет 3 вы­мер­ших клас­са (ри­ние­вые – Rhynio­phy­ta, кла­док­си­лее­вые – Cladoxylopsida и зи­гоп­те­рие­вые – Zygopteridopsida) и 4 совр. (пси­ло­то­вые – Psilotopsida, ужов­ни­ко­вые – Ophioglossopsida, ма­рат­тие­вые – Marattiopsida и мно­го­нож­ко­вые – Po­ly­podiopsida). Пред­ста­ви­те­ли двух по­след­них клас­сов из­вест­ны и в ис­ко­пае­мом со­стоя­нии. Ра­нее к П. от­но­си­ли в ка­че­ст­ве са­мо­сто­ят. клас­сов плау­но­вид­ные и хво­що­вые. Совр. ис­сле­до­ва­ния по­ка­за­ли их весь­ма от­да­лён­ное род­ст­во с П. От­дел на­счи­ты­ва­ет бо­лее 10 тыс. ви­дов (бо­лее 350 ро­дов), из ко­то­рых неск. со­тен ви­дов из­вест­ны в ис­ко­пае­мом со­стоя­нии. Поя­ви­лись П. в кон­це си­лу­ра. Совр. раз­но­об­ра­зие ви­дов П. поч­ти це­ли­ком при­хо­дит­ся на класс мно­го­нож­ко­вые, вклю­чаю­щий 38 совр. се­мейств (на 2008), сре­ди ко­то­рых ас­пле­ние­вые (Aspleniaceae), ги­ме­но­фил­ло­вые (Hyme­nophyllaceae), мно­го­нож­ко­вые (Polypo­dioceae), онок­лее­вые (Onocleaceae), ос­мун­до­вые (Osmundaceae), щи­тов­ни­ко­вые (Dryopteridaceae) и т. д. В клас­се ма­рат­тие­вых од­но совр. сем. ма­рат­тие­вые (Marattiaceae) и од­но вы­мер­шее – пса­ро­ние­вые (Psaroniaceae), на­счи­ты­ва­ет лишь ок. 200 ви­дов. Класс ужов­ни­ко­вые пред­став­лен од­но­имён. сем. ужов­ни­ко­вые (Ophioglossaceae) и 90 ви­да­ми, класс пси­ло­то­вые – сем. пси­ло­то­вых (Psilotaceae) и лишь 15 ви­да­ми. Мно­го­нож­ко­вые и ма­рат­тие­вые наи­бо­лее сход­ны с позд­ни­ми зи­гоп­те­рие­вы­ми, от ко­то­рых они, ве­ро­ят­но, и про­изош­ли.

Распространение в природе

Папоротники в лесу.

П. ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны по все­му зем­но­му ша­ру. По­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во – лес­ные и опу­шеч­ные рас­те­ния, при­уро­чен­ные к влаж­ным и из­бы­точ­но влаж­ным ме­сто­оби­та­ни­ям. Наи­бо­лее раз­но­об­раз­ны они в до­ж­де­вых тро­пич. ле­сах, но не­ко­то­рые ви­ды оби­та­ют и в ле­сах уме­рен­но­го поя­са вплоть до сев. тай­ги. Не­мно­го­чис­лен­ны за­су­хо­ус­той­чи­вые ви­ды, про­из­ра­стаю­щие в мус­со­нных ле­сах и са­ван­нах. Ряд пред­ста­ви­те­лей, напр. из ро­дов саль­ви­ния (Salvinia) и мар­си­лея (Marsilea), – оби­та­те­ли пре­сно­вод­ных во­до­ёмов, а ви­ды ро­да ак­ро­сти­хум (Acrostychym) на­се­ля­ют ман­гро­вые ле­са. Боль­шин­ст­во П. – те­п­ло­лю­би­вые рас­те­ния; в Рос­сии встре­ча­ют­ся не­мно­гие ви­ды, сре­ди ко­то­рых наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны ор­ляк и раз­ные ви­ды щи­тов­ни­ка; пре­им. к скаль­ным ме­сто­оби­та­ни­ям при­уро­че­ны ви­ды ро­да ас­пле­ни­ум (кос­те­нец).

Жизненные формы

П. от­ли­ча­ют­ся чрез­вы­чай­ным раз­но­об­ра­зи­ем жиз­нен­ных форм. В боль­шин­ст­ве сво­ём П. – тра­вя­ни­стые рас­те­ния высотой от не­сколь­ких сан­ти­мет­ров до 3 м. Они бы­ва­ют ро­зе­точ­ны­ми с уко­ро­чен­ным кор­не­ви­щем (ви­ды ро­дов щи­тов­ник, стра­ус­ник, ас­пле­ни­ум и др.) или с по­лу­над­зем­ным клуб­не­вид­ным стеб­лем (род ан­ги­оп­те­рис – Angiopteris), ли­бо без­ро­зе­точ­ны­ми с длин­ным пол­зу­чим кор­не­ви­щем и бо­лее или ме­нее да­ле­ко рас­став­лен­ны­ми ли­сть­я­ми (мно­го­нож­ка, ор­ляк, го­ло­куч­ник – Gymnocarpium и др.). Не­ко­то­рые ис­ко­пае­мые ма­рат­тие­вые (род пса­ро­ни­ус – Psaronius) и совр. мно­го­нож­ко­вые (ви­ды ро­дов циа­тея – Cyathea, дик­со­ния – Dicksonia, не­ко­то­рые ви­ды блех­ну­ма – Blechnum и ос­мун­ды) – по­хо­жие на паль­мы де­ре­вья выс. 1–20 м с не­вет­вя­щим­ся ко­лон­но­вид­ным ство­лом и ро­зет­кой ли­сть­ев на вер­хуш­ке. Как и у пальм, у дре­во­вид­ных П. нет кам­бия, и ствол в те­че­ние всей жиз­ни рас­те­ния со­хра­ня­ет од­ну и ту же тол­щи­ну. Сре­ди П. есть лиа­ны и эпи­фи­ты, по­се­ляю­щие­ся на вет­вях и ство­лах де­ревь­ев. Не­ко­то­рые из эпи­фи­тов, напр. ас­пле­ни­ум гнез­до­вой (Asplenium nidus-avis), об­ра­зу­ют из ли­сть­ев (дли­ной до 2 м и ши­ри­ной до 60 см), рас­ту­щих в ви­де плот­ной ро­зет­ки, свое­об­раз­ную кор­зи­ну, при­спо­соб­лен­ную для на­ко­п­ле­ния пе­ре­гни­ваю­щей мас­сы ор­га­нич. ве­ществ (опав­шие ли­стья, ку­соч­ки ко­ры, пыль) и вла­ги. Пря­мо на этой мас­се мо­гут раз­ви­вать­ся др. ви­ды П. и ор­хи­деи. Пред­ста­ви­те­ли ро­да ли­го­ди­ум (Lygodium) – уни­каль­ные лиа­ны с пол­зу­чим кор­не­ви­щем, от ко­то­ро­го от­рас­та­ют ли­стья дли­ной 8–30 м, об­ви­ваю­щие ство­лы и вет­ви др. рас­те­ний. Кор­не­вые сис­те­мы во всех слу­ча­ях сло­же­ны уз­ло­вы­ми при­да­точ­ны­ми кор­ня­ми, при­чём кор­ни ма­рат­тие­вых и мно­го­нож­ко­вых ана­то­ми­че­ски зна­чи­тель­но раз­ли­ча­ют­ся. Стеб­ли па­по­рот­ни­ков в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев дик­тио­сте­ли­че­ские (их про­во­дя­щие тка­ни рас­по­ла­га­ют­ся в ви­де ана­сто­мо­зи­рую­щих тя­жей, раз­де­лён­ных ос­нов­ной па­рен­хи­мой), но по рас­по­ло­же­нию фло­эмы и кси­ле­мы и ря­ду др. при­зна­ков они так­же раз­лич­ны у ма­рат­тие­вых и мно­го­нож­ко­вых.

Разнообразие листьев

Один из охраняемых видов папоротников России из семейства многоножковых – пиррозия язычная (Pyrrosia lingua).

Ли­стья П., на­зы­вае­мые вай­я­ми, варь­и­ру­ют от не­мно­гих сан­ти­мет­ров (не­ко­то­рые ви­ды ро­да три­хо­ма­нес – Trichomanes) до 30 м (у ря­да пред­ста­ви­те­лей ли­го­диу­ма) в дли­ну и весь­ма раз­но­об­раз­ны по фор­ме. У ма­рат­тие­вых ка­ж­дый лист со­про­во­ж­да­ет па­ра аф­ле­бий, на­по­ми­наю­щих при­ли­ст­ни­ки се­мен­ных рас­те­ний; мно­го­нож­ко­вые та­ких об­ра­зо­ва­ний не име­ют. На­ря­ду с обыч­ны­ми пе­ри­сты­ми ли­сть­я­ми (неф­ро­ле­пис, ос­мун­да, стра­ус­ник, щи­тов­ник), до­воль­но ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны два­ж­ды пе­ри­стые (ан­ги­оп­те­рис, не­ко­то­рые ади­ан­ту­мы, ли­го­диу­мы, ос­мун­ды и др.), ино­гда встре­ча­ют­ся три­ж­ды-че­ты­ре­ж­ды пе­ри­стые (род тир­соп­те­рис – Thyrsopteris), трой­ча­тые (го­ло­куч­ник), паль­ча­тые (род кри­стен­се­ния – Christensenia), трой­ча­то-пе­ри­стые (ор­ляк) и паль­ча­то-пе­ри­стые (род ади­ан­топ­сис – Adiantopsis), ве­ер­но-пе­ри­стые ли­стья (род Matonia). Не­ко­то­рым П. свой­ст­вен­ны ли­стья с един­ст­вен­ной лис­то­вой пла­стин­кой на че­реш­ке, ко­то­рая бы­ва­ет лан­цет­ной фор­мы (пир­ро­зия), пе­ри­сто­ло­па­ст­ной (мно­го­нож­ка), дла­не­вид­ной (род хей­роп­те­рис – Cheirop­te­ris), цель­но­край­ней ли­ней­ной (Aspleni­um scolopendrium), поч­ко­вид­ной (Tricho­ma­nes reniforme), оваль­ной (саль­ви­ния) и др. В ря­де ро­дов, напр. у ас­пле­ниу­ма, ви­ды силь­но раз­ли­ча­ют­ся по фор­ме ли­сть­ев: у ас­пле­ниу­ма гнез­до­во­го един­ст­вен­ная пла­стин­ка лис­та ши­ро­ко­ли­ней­ная цель­но­край­няя, у ас­пле­ниу­ма се­вер­но­го (A. septentrionale) – мно­го­крат­но ди­хо­то­ми­рую­щая, у ас­пле­ниу­ма во­ло­со­вид­но­го (A. trichoma­nes) – пе­ри­стая, а у ас­пле­ниу­ма жи­во­ро­дя­ще­го (A. vivipa­rum) – два­ж­ды пе­ри­стая. Не­ко­то­рым ви­дам ро­да ги­ме­но­фил­лум (Hymeno­phyllum) свой­ст­вен­ны ли­стья с ис­клю­чи­тель­но тон­ки­ми пё­рыш­ка­ми, со­стоя­щи­ми ме­ж­ду жил­ка­ми все­го из двух или да­же од­но­го слоя кле­ток. Та­кие П. оби­та­ют вбли­зи тро­пич. во­до­па­дов в ус­ло­ви­ях по­сто­ян­но на­сы­щен­но­го во­дя­ным па­ром воз­ду­ха. У не­ко­то­рых ви­дов (напр., из ро­да кам­пто­со­рус – Camptosorus, у ади­ан­ту­ма до­ло­то­вид­но­го – Adiantum dolabriforme, ас­пле­ниу­ма жи­во­ро­дя­ще­го) об­ра­зу­ют­ся при­да­точ­ные поч­ки, спо­соб­ные уко­ре­нять­ся и про­рас­тать в но­вые рас­те­ния. Ли­стья у П. бы­ва­ют ве­ге­та­тив­ны­ми и спо­ро­нос­ны­ми, на­зы­ва­ют­ся так­же спо­ро­фил­ла­ми. Как пра­ви­ло, они чрез­вы­чай­но сход­ны, но у ря­да пред­ста­ви­те­лей лист це­ли­ком (стра­ус­ник, не­ко­то­рые ос­мун­ды) или его отд. спо­ро­нос­ные пё­рыш­ки (ли­го­ди­ум, ане­мия – Anemia, не­ко­то­рые ос­мун­ды) рез­ко от­ли­ча­ют­ся по фор­ме от ве­ге­та­тив­ных ли­сть­ев (пё­ры­шек) и по­рой на­по­ми­на­ют раз­ветв­лён­ные те­ло­мы (вет­вя­щие­ся стеб­ле­вид­ные об­ра­зо­ва­ния) де­вон­ских ри­ние­вых. В про­ти­во­по­лож­ность зи­го­пте­рие­вым эти раз­ли­чия воз­ник­ли в хо­де эво­лю­ции вто­рич­но.

Чередование поколений и спорообразование

Сорусы на нижней стороне щитовника мужского.

П. свой­ст­вен­но че­ре­до­ва­ние бес­по­ло­го (спо­ро­фи­та) и по­ло­во­го (га­ме­то­фи­та) по­ко­ле­ний в их жиз­нен­ном цик­ле, все­гда су­ще­ст­вую­щих раз­дель­но. Спо­ро­фи­ты (са­мо рас­те­ние П.) совр. П. дол­го­веч­нее, круп­нее и слож­нее уст­рое­ны, чем га­ме­то­фи­ты. Та­кие же со­от­но­ше­ния ме­ж­ду спо­ро- и га­ме­то­фи­та­ми пред­по­ла­га­ют и у боль­шин­ст­ва ис­ко­пае­мых П., хо­тя их га­ме­то­фи­ты неиз­вест­ны. Од­на­ко у са­мых ран­них ниж­не­де­вон­ских П. спо­ро- и га­ме­то­фи­ты, по-ви­ди­мо­му, бы­ли до­воль­но сход­ны­ми. Спо­ран­гии (ор­га­ны фор­ми­ро­ва­ния спор) все­гда раз­ви­ва­ют­ся во мно­же­ст­ве на ниж­ней сто­ро­не спо­ро­нос­ных пё­ры­шек. Ча­ще все­го они рас­по­ла­га­ют­ся груп­па­ми – со­ру­са­ми, но у пси­ло­то­вых и ря­да ма­рат­тие­вых спо­ран­гии в груп­пе сра­ста­ют­ся друг с дру­гом в си­нан­гий. Со­ру­сы раз­ли­ча­ют­ся по фор­ме и мо­гут быть от­кры­ты­ми (мно­го­нож­ки, го­ло­куч­ник), ли­бо при­кры­ты­ми кра­ем лис­та (ади­ан­тум, ор­ляк) или осо­бым вы­рос­том пё­рыш­ка – ин­ду­зи­ем; у мар­си­лее­вых и саль­ви­ние­вых они на­хо­дят­ся в замк­ну­тых вме­сти­ли­щах – спо­ро­кар­пи­ях. Зре­лые спо­ран­гии ма­рат­тие­вых, пси­ло­то­вых и ужов­ни­ко­вых име­ют стен­ку из не­сколь­ких сло­ёв кле­ток (эв­спо­ран­гий), а у мно­го­нож­ко­вых – од­но­слой­ную (леп­тос­по­ран­гий). Со­от­вет­ст­вен­но эти клас­сы на­зы­ва­ют эв­спо­ран­ги­ат­ны­ми и леп­тос­по­ран­ги­ат­ны­ми па­по­рот­ни­ка­ми.

В по­дав­ляю­щем боль­шин­ст­ве слу­ча­ев спо­ран­гии од­но­тип­ны и об­ра­зу­ют оди­на­ко­вые спо­ры, из ко­то­рых вы­рас­та­ют обое­по­лые га­ме­то­фи­ты, на­зы­вае­мые за­ро­ст­ка­ми. За­ро­ст­ки ча­ще все­го пред­став­ле­ны сте­лю­щи­ми­ся по суб­стра­ту пла­стин­ча­ты­ми тал­ло­ма­ми с ри­зои­да­ми на ниж­ней сто­ро­не. У мно­го­нож­ко­вых ан­те­ри­дии и ар­хе­го­нии об­ра­зу­ют­ся на ниж­ней сто­ро­не тал­ло­ма, а у ма­рат­тие­вых – на верх­ней. Ар­хе­го­нии раз­ви­ва­ют­ся позд­нее ан­те­ри­ди­ев, что рез­ко сни­жа­ет час­то­ту са­мо­оп­ло­до­тво­ре­ния. По­сле оп­ло­до­тво­ре­ния яй­це­клет­ки в од­ном из ар­хе­го­ни­ев все ос­таль­ные ар­хе­го­нии де­ге­не­ри­ру­ют, и за­рос­ток да­ёт на­ча­ло од­но­му до­чер­не­му спо­ро­фи­ту.

У мар­си­лее­вых и саль­ви­ние­вых спо­ран­гии двух ти­пов – мик­ро- и ме­гас­по­ран­гии. Пер­вые про­ду­ци­ру­ют мно­же­ст­во мик­ро­спор, из ко­то­рых вы­рас­та­ют эфе­мер­ные муж­ские за­ро­ст­ки, со­стоя­щие все­го из не­сколь­ких кле­ток. Ме­га­спо­ран­гии об­ра­зу­ют бо­лее круп­ные ме­гас­по­ры, но в мень­шем ко­ли­че­ст­ве. Они про­рас­та­ют в жен­ские за­ро­ст­ки, имею­щие клуб­не­вид­ную фор­му, бóльшая часть их ос­та­ёт­ся внут­ри спо­ры, и толь­ко вер­хуш­ка слег­ка вы­да­ёт­ся во внеш­нюю сре­ду че­рез раз­рыв обо­лоч­ки спо­ры. В от­ли­чие от обое­по­лых за­ро­ст­ков, раз­дель­но­по­лые за­ро­ст­ки мар­си­лее­вых и саль­ви­ние­вых не спо­соб­ны к фо­то­син­те­зу и пи­та­ют­ся за­пас­ны­ми ве­ще­ст­ва­ми, на­ко­п­лен­ны­ми в спо­ре во вре­мя её фор­ми­ро­ва­ния в спо­ран­гии.

Практическое значение

П. не­ве­ли­ко. Мо­ло­дые по­бе­ги (напр., ко­че­дыж­ни­ка, ор­ля­ка) и серд­це­ви­ну не­ко­то­рых дре­во­вид­ных П. упот­реб­ля­ют в пи­щу как овощ. Мно­гие П. (ади­ан­тум, да­вал­лия, неф­ро­ле­пис, циа­тея и др.) раз­во­дят как ори­ги­наль­ные де­ко­ра­тив­ные рас­те­ния за­кры­то­го грун­та. Не­ко­то­рые ви­ды ядо­ви­ты, они служат сы­рьём для по­лу­че­ния про­ти­во­гли­ст­но­го сред­ст­ва. Ряд ви­дов ис­поль­зу­ют в нар. ме­ди­ци­не (напр., от­вар и на­стой­ка щи­тов­ни­ка па­ху­че­го – ра­но­за­жив­ляю­щее, бо­ле­уто­ляю­щее и об­ще­ук­ре­п­ляю­щее сред­ст­во). Вод­ные па­по­рот­ни­ки ро­да азол­ла жи­вут в сим­био­зе с циа­но­бак­те­ри­ей ана­бе­ной, ус­ваи­ваю­щей азот воз­ду­ха, в свя­зи с чем они ис­поль­зу­ют­ся в не­ко­то­рых стра­нах Азии в ка­че­ст­ве зе­лё­но­го удоб­ре­ния ри­со­вых по­лей. Не­ко­то­рые ви­ды азолл раз­во­дят в ак­ва­риу­мах. Ор­ляк, це­ра­топ­те­рис (Ce­ratopteris), азол­ла и не­ко­то­рые др. мо­гут быть зло­ст­ны­ми сор­ня­ка­ми.

В Крас­ную кни­гу Рос­сии вне­се­ны 10 ред­ких ви­дов П., 265 ви­дов – в Крас­ную кни­гу МСОП.

Лит.: Жизнь рас­те­ний. М., 1978. Т. 4; Бо­та­ни­ка. М., 2009. Т. 4. Кн. 1: Ти­мо­нин А. К., Фи­лин В. Р. Сис­те­ма­ти­ка выс­ших рас­те­ний.

Вернуться к началу