Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СКРАМАСА́КС

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 373

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Р. Ахмедов

СКРАМАСА́КС, бое­вой нож или ко­рот­кий од­но­лез­вий­ный меч эпо­хи Ве­ли­ко­го пе­ре­се­ле­ния на­ро­дов и ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья. Дли­на 38–80, ши­ри­на 3–5, тол­щи­на 0,5–0,8 см. Фор­ма клин­ка в осн. асим­мет­рич­на, лез­вие у ря­да мо­ди­фи­ка­ций вы­гну­то, ино­гда тыль­ная часть клин­ка изо­гну­та по ду­ге или под ту­пым уг­лом. Впер­вые упо­мя­нут Гри­го­ри­ем Тур­ским под 575. Совр. ис­сле­до­ва­те­ли раз­ли­ча­ют С.: Kurzsax (ко­рот­кий), Schmalsax (уз­кий), Schma­ler Langsax (уз­кий длин­ный), Leichter Breitsax (лёг­кий ши­ро­кий), Schwerer или Atypischer Breitsax (тя­жё­лый ши­ро­кий), Langsax (длин­ный). Уз­кие длин­ные С. из­вест­ны от Зап. Ев­ро­пы до Ср. По­вол­жья и Зап. Кав­ка­за гл. обр. у рим. фе­де­ра­тов или вои­нов, свя­зан­ных с дер­жа­вой гун­нов; по­яв­ле­ние С. свя­зы­ва­ют с влия­ни­ем во­ен. де­ла ко­чев­ни­ков или во­ин­ской куль­ту­ры из зо­ны рим.-иран. про­ти­во­стоя­ния. Kurzsax, Schmalsax, Breitsax ха­рак­тер­ны для Зап. Ев­ро­пы эпо­хи Ме­ро­вин­гов и Бал­тий­ско­го ре­гио­на; пред­по­ла­гает­ся про­ис­хо­ж­де­ние от рим­ских или ме­ст­ных бое­вых но­жей. За­час­тую С. со­став­ля­ли па­ру боль­шо­му дву­лез­вий­но­му ме­чу, ис­поль­зо­ва­лись как ста­тус­ное па­рад­ное ору­жие; из­вест­ны С. с над­пи­ся­ми.

Лит.: Underwood R. Anglo-Saxon weapons and warfare. Stroud, 1999; Jør­gen­sen A. N. Waffen und Gräber: Typologische und chro­nologische Studien zu skandinavischen Waf­fengräbern. Kbh., 1999; Westphal H. Sax // Reallexikon der Germanischen Altertumskun­de. B., 2004. Bd 26; Ка­зан­ский М. М. О про­ис­хо­ж­де­нии скра­ма­сак­са // Stratum plus. 2012. № 5; Ах­ме­дов И. Р. Клин­ко­вое ору­жие ря­зан­ских фин­нов во II–VII вв. // Тру­ды IV(ХХ) Все­рос­сий­ско­го ар­хео­ло­ги­че­ско­го съез­да. Ка­зань, 2014. Т. 2.

Вернуться к началу