Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САМА́РСКАЯ КУЛЬТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 272

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Кузьминых
Находки самарской культуры с могильника Съезжее: 1 – керамический сосуд; 2–4 – костяные подвески; 5 – костяной гарпун (по И. Б. Васильеву).

САМА́РСКАЯ КУЛЬТУ́РА, ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра ран­не­го эне­о­ли­та (5-е тыс. до н. э.) в ле­со­степ­ном По­вол­жье и При­ура­лье. Вы­де­ле­на в 1979 И. Б. Ва­силь­е­вым и Г. И. Мат­вее­вой. По­се­ле­ния и сто­ян­ки; по­лу­зем­лян­ки с ко­ри­до­ра­ми, оча­га­ми, яма­ми. Грун­то­вые мо­гиль­ни­ки, в т. ч. на по­се­ле­ни­ях. Вы­тя­ну­тые на спи­не го­ло­вой на се­вер и се­ве­ро-вос­ток ок­ра­шен­ные ох­рой оди­ноч­ные или груп­по­вые тру­по­по­ло­же­ния в ямах. На жерт­вен­ных пло­щад­ках близ мо­гил – че­ре­па и кос­ти жи­вот­ных, со­су­ды и др. ве­щи. Мно­гие пред­ме­ты на­ме­рен­но сло­ма­ны. Яй­це­вид­ные с не­боль­ши­ми во­гну­ты­ми дни­ща­ми, плос­ко­дон­ные ко­ло­ко­ло­вид­ные и ба­ноч­ные горш­ки, в т. ч. с «во­рот­нич­ком» на вен­чи­ке, ря­да­ми глу­бо­ких ямок под ним, ме­ан­д­ра­ми, ова­ла­ми, вол­на­ми и т. п., вы­пол­нен­ны­ми по всей по­верх­но­сти го­ри­зон­таль­ным зиг­за­гом и «ша­гаю­щей гре­бён­кой». Кос­тя­ные вкла­ды­ше­вые но­жи-кин­жа­лы, гар­пу­ны; ка­мен­ные но­жи, тёс­ла, до­ло­та, на­ко­неч­ни­ки стрел; бу­сы, под­вес­ки из ра­ко­вин, зу­бов и кос­тей жи­вот­ных, фи­гур­ки ло­ша­дей, бы­ков, уток, рыб, пря­мо­уголь­ные на­шив­ки с по­пе­реч­ны­ми на­рез­ка­ми «ма­риу­поль­ско­го» ти­па из кос­тей и клы­ков ка­ба­на. Не­ко­то­рые кос­тя­ные ору­дия об­ра­бо­та­ны мед­ны­ми ин­ст­ру­мен­та­ми. Охо­та, ры­бо­лов­ст­во, на юге – и раз­ве­де­ние ло­ша­дей, круп­но­го ро­га­то­го ско­та. С. к. сфор­ми­ро­ва­лась на ос­но­ве вол­го-кам­ской куль­ту­ры, гре­бен­ча­то-ямоч­ной ке­ра­ми­ки куль­ту­ры, ма­риу­поль­ской куль­тур­но-ис­то­ри­че­ской общ­но­сти. На 1-м эта­пе пре­об­ла­да­ют чер­ты сев. куль­тур, на 2-м – юж­ных, в фи­на­ле со­су­ще­ст­ву­ет с хва­лын­ско-сред­не­сто­гов­ской куль­ту­рой. Под влия­ни­ем С. к. в При­ка­мье фор­ми­ру­ют­ся па­мят­ни­ки рус­ско-ази­бей­ско­го ти­па. С. к. ста­ла од­ним из ком­по­нен­тов в сло­же­нии хва­лын­ской и др. эне­о­ли­тич. куль­тур вол­го-ураль­ской сте­пи и ле­со­сте­пи.

Лит.: Ва­силь­ев И. Б., Мат­вее­ва Г. И. Мо­гиль­ник у с. Съез­жее на р. Са­ма­ра // Со­вет­ская ар­хео­ло­гия. 1979. № 4; Эне­о­лит Вос­точ­ной Ев­ро­пы. Куй­бы­шев, 1980; Ва­силь­ев И. Б. Эне­о­лит По­вол­жья. Куй­бы­шев, 1981; Ис­то­рия Са­мар­ско­го По­вол­жья с древ­ней­ших вре­мен до на­ших дней: Ка­мен­ный век. Са­ма­ра, 2000.

Вернуться к началу