Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРИЛА́ДОЖСКИЕ КУРГА́НЫ

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 488-489

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. И. Богуславский
Приладожская курганная культура. Находки из погребения 2 кургана 6 могильника Заозерье: 1 – котёл с цепью, сковородка, очажная лопата, располагавшиеся у очага; 2 – шумящие зооморфные подвески; 3 – ско...

ПРИЛА́ДОЖСКИЕ КУРГА́НЫ [при­ла­дож­ская кур­ган­ная куль­ту­ра (П. к. к.)], ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра 2-й пол. 9 – 11 вв. на низ­мен­но­стях к югу и юго-за­па­ду от Ла­дож­ско­го оз. На вос­то­ке и юге ог­ра­ни­че­на Веп­сов­ской воз­вы­шен­но­стью и Тих­вин­ской гря­дой, на за­па­де и юго-за­па­де – бо­ло­ти­стым ме­ж­ду­речь­ем Ся­си и Вол­хо­ва, на се­ве­ро-за­па­де – ланд­шаф­та­ми Ла­дож­ско-Онеж­ско­го ме­жо­зе­рья. Па­мят­ни­ки изу­ча­лись с нач. 18 в., тер­мин «П. к. к.» вве­дён В. И. Рав­до­ни­ка­сом в 1920–30-х гг. Ха­рак­тер­ны кур­га­ны, пла­ни­ров­ка ко­то­рых на­по­ми­на­ет дом: пер­во­на­чаль­ная фор­ма на­сы­пи, как пра­ви­ло, квад­рат­ная в пла­не; с оча­гом, очаж­ной ут­ва­рью, ке­ра­ми­кой в цен­тре; в ря­де слу­ча­ев – на­ли­чие муж­ской и жен­ской по­ло­вин. Ос­тат­ки тру­по­сож­же­ний «на сто­ро­не» ино­гда по­ме­ща­лись в ке­ра­мич. горш­ки или бе­ре­стя­ные туе­са. Ран­ние тру­по­по­ло­же­ния в осн. вы­тя­ну­ты на спи­не в ме­ри­дио­наль­ном на­прав­ле­нии, позд­ние – ори­ен­ти­ро­ва­ны на за­пад. В на­сы­пи про­сле­жи­ва­ют­ся ко­ст­ри­ща, ве­ро­ят­но, ри­туаль­ные. Часть пред­ме­тов, не быв­ших в ог­не, рас­по­ло­же­на от­дель­но от по­гребе­ний. Ме­чи, ко­пья, бое­вые то­по­ры, клё­па­ные кот­лы, ко­ва­ные ско­во­ро­ды, ско­во­род­ни­ки (слу­жи­ли для за­хва­ты­ва­ния и под­ни­ма­ния го­ря­чей ско­во­ро­ды), очаж­ные ло­па­ты из вы­со­ко­ка­че­ст­вен­но­го же­ле­за, ряд пред­ме­тов убо­ра (в т. ч. скор­лу­по­об­раз­ные фи­бу­лы, брас­ле­ты и др.) ти­пич­ны для па­мят­ни­ков Скан­ди­на­вии ви­кин­гов эпо­хи; шу­мя­щие и зоо­морф­ные под­вес­ки, пряж­ки и др. – для куль­тур фин. кру­га. Кру­го­вая ке­ра­ми­ка сде­ла­на, ве­ро­ят­но, в Ста­рой Ла­до­ге. По­се­ле­ния не изу­че­ны. Т. Ар­не и др. свя­зы­ва­ли П. к. с ко­ло­ния­ми скан­ди­на­вов, воз­ник­шими на тор­го­вых пу­тях 9–10 вв., Рав­до­ни­кас – с фео­да­ли­зи­рую­щей­ся ме­ст­ной ро­до­вой зна­тью. В. А. На­за­рен­ко вы­де­лял в об­ря­де П. к. к. вост.-фин. тра­ди­ции и влия­ние куль­ту­ры со­пок. Фи­нал П. к. к. свя­зан с хри­стиа­ни­за­ци­ей и рас­про­стра­не­ни­ем про­дук­ции др.-рус. гор. ре­мес­ла. Но­си­те­ли П. к. к. при­ня­ли уча­стие в фор­ми­ро­ва­нии ка­рел-лив­ви­ков, от­час­ти – др. групп ка­рел и веп­сов.

Лит.: Raudonikas W. J. Die Normannen der Wikingerzeit und das Ladogagebiet. Stockh., 1930; Рав­до­ни­кас В. И. Па­мят­ни­ки эпо­хи воз­ник­но­ве­ния фео­да­лиз­ма в Ка­ре­лии и Юго-Вос­точ­ном При­ла­до­жье. М.; Л., 1934 (Из­вес­тия Гос. ака­де­мии ис­то­рии ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры. Вып. 94); Го­лу­бе­ва Л. А. Весь и сла­вя­не на Бе­лом озе­ре, X–XIII вв. М., 1973; Коч­кур­ки­на С. И. Юго-Вос­точ­ное При­ла­дожье в X–XIII вв. Л., 1973; Коч­кур­ки­на С. И., Ли­нев­ский А. М. Кур­га­ны ле­то­пис­ной ве­си. Пет­ро­за­водск, 1985.

Вернуться к началу