Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОЧАМЧИ́РСКИЙ АРХЕОЛОГИ́ЧЕСКИЙ КО́МПЛЕКС

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 745

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ю. Скаков

ОЧАМЧИ́РСКИЙ АРХЕОЛОГИ́ЧЕСКИЙ КО́МПЛЕКС, ком­плекс ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ков в ок­ре­ст­но­стях и чер­те со­вре­мен­но­го г. Очам­чи­ра, рай­он­но­го цен­тра Аб­ха­зии. Наи­бо­лее важ­ны по­се­ле­ние, при­мы­каю­щее к трём на­сып­ным хол­мам, по­гре­бе­ния в 5 км се­вер­нее го­ро­да, у впа­де­ния р. Джи­ку­мур (Ча­ни­куа­ра) в Чёр­ное м. Ис­сле­до­ва­лись Б. А. Куф­ти­ным, Л. Н. Со­ловь­ё­вым, М. М. Ива­щен­ко в 1935–36, Г. Т. Квир­кве­лия и Г. К. Шам­ба в 1977, С. М. Шам­ба в 1981, 1984, 1985.

Ниж­ний слой по­се­ле­ния от­но­сит­ся к ран­не­му брон­зо­во­му ве­ку и стал эта­ло­ном для вы­де­ле­ния В. В. Бжа­ния в 1973 очам­чир­ской куль­ту­ры (сер. или 2-я пол. 3-го тыс. до н. э.). Она рас­про­стра­не­на в Зап. За­кав­ка­зье, сло­жи­лась на ос­но­ве ме­ст­ных не­оли­тич. (т. н. за­пад­нокав­каз­ская куль­ту­ра) и эне­о­ли­тич. тра­ди­ций, ста­ла од­ним из ком­по­нен­тов при фор­ми­ро­ва­нии кол­хид­ской куль­ту­ры. Ха­рак­тер­ны ба­ноч­ные и кор­ча­го­образ­ные со­су­ды с руч­ка­ми и мас­сив­ны­ми сла­бо ото­гну­ты­ми вен­чи­ка­ми; мис­ки с пря­мы­ми или сла­бо во­гну­ты­ми стен­ка­ми; со­су­ды в ви­де рас­ши­ряю­ще­го­ся в при­дон­ной час­ти усе­чён­но­го ко­ну­са; со­су­ды на нож­ке-под­до­не. Де­кор встре­ча­ет­ся ред­ко, пред­став­лен ямоч­ным и се­мяч­ко­вид­ным ор­на­мен­том, сос­це­вид­ны­ми на­ле­па­ми, ва­ли­ка­ми, в т. ч. по­кры­ты­ми на­сеч­ка­ми, за­штри­хо­ван­ны­ми тре­уголь­ни­ка­ми. Есть тон­ко­стен­ная чер­но­ло­щё­ная ке­ра­ми­ка с ор­на­мен­том в ви­де зиг­за­гов и за­штри­хо­ван­ных тре­уголь­ни­ков. В О. а. к. об­на­ру­же­ны ос­тат­ки вы­мос­ток из галь­ки, оча­гов, круг­лых в пла­не по­стро­ек с пле­тё­ны­ми сте­на­ми, об­ма­зан­ны­ми гли­ной. Раз­но­об­раз­ны из­де­лия из кос­ти и ро­га, ору­дия из галь­ки (ка­мен­ные гру­зи­ла с вы­ем­ка­ми на про­ти­во­по­лож­ных сто­ро­нах и др.), встре­ча­ют­ся зер­но­тёр­ки. Крем­нё­вые из­де­лия от­но­си­тель­но не­мно­го­чис­лен­ны и аморф­ны, есть вкла­ды­ши, на­ко­неч­ни­ки стрел (че­реш­ко­вые и с вы­ем­кой в ос­но­ва­нии) и ко­пий. Най­де­на гли­ня­ная скульп­тур­ная го­лов­ка жи­вот­но­го (воз­мож­но, фраг­мент крыш­ки). На­се­ле­ние за­ни­ма­лось зем­ле­де­ли­ем и ско­то­вод­ст­вом.

Не позд­нее 1-й пол. 6 в. до н. э. здесь воз­ник ан­тич­ный по­лис Гие­нос, упо­ми­нае­мый Псев­до-Ски­ла­ком (330-е гг. до н. э.), све­де­ния ко­то­ро­го вос­хо­дят ко 2-й пол. 5 – 1-й пол. 4 вв. до н. э., и др. ан­тич­ны­ми ав­то­ра­ми. Ло­ка­ли­за­цию впер­вые оп­ре­де­лил Ф. Дю­буа де Мон­пе­рё в 1839. Пред­по­ло­жи­тель­но в эпо­ху ан­тич­но­сти бы­ла соз­да­на сис­те­ма из трёх вы­тя­ну­тых вдоль бе­ре­га мо­ря хол­мов (90 × 100, 70 × 50, 50 × 90 м) выс. 5–7 м, ок­ру­жён­ных рва­ми. При рас­коп­ках вост. хол­ма об­на­ру­же­ны ос­тат­ки пря­мо­уголь­ных в пла­не по­лу­зем­ля­нок с бре­вен­ча­ты­ми сте­на­ми; кол­хид­ская и ан­тич­ная ке­ра­ми­ка; створ­ки ра­ко­вин уст­риц и ми­дий (не вхо­див­ших в пи­ще­вой ра­ци­он або­ри­ге­нов); фраг­мент кос­тя­но­го из­де­лия с вы­гра­ви­ро­ван­ным изо­бра­же­ни­ем вои­на, де­рев. мо­дель то­по­ра и др. В осн. к се­ве­ру от хол­мов не­од­но­крат­но фик­си­ро­ва­ли сле­ды по­гре­бе­ний (в т. ч. ос­тат­ки тру­по­сож­же­ния, по­ме­щён­ные в ам­фо­ру); сре­ди на­хо­док: зо­ло­тые из­де­лия (в т. ч. изо­бра­же­ние го­ло­вок фан­та­стич. кры­ла­тых су­ществ с ко­ло­коль­чи­ка­ми во рту), ору­жие, ук­ра­ше­ния. Для сер. – 2-й пол. 4 в. до н. э. от­ме­че­но пре­кра­ще­ние жиз­ни на вост. хол­ме, что свя­зы­ва­ют с вой­на­ми ме­ж­ду сою­за­ми ме­ст­ных пле­мён, в ко­то­рых при­ня­ли уча­стие во­ин­ские кон­тин­ген­ты, при­шед­шие из бас­сей­на р. Ку­бань (с ни­ми со­от­но­сят кон­ские жерт­во­при­но­ше­ния по об­ря­ду, из­вест­но­му в ме­от­ской ар­хео­ло­ги­че­ской куль­ту­ре; сре­ди на­хо­док есть пред­ме­ты, вы­пол­нен­ные в зве­ри­ном сти­ле).

Но­вый рас­цвет по­се­ле­ния от­но­сит­ся к позд­ней ан­тич­но­сти. Во 2-й пол. 5 в. или на ру­бе­же 5 и 6 вв. н. э. на вост. хол­ме стро­ит­ся кир­пич­ная од­но­не­фная цер­ковь с при­строй­ка­ми и ча­сов­ней, дей­ст­во­вав­шая до сер. 7 в. Най­де­ны фраг­мен­ты ка­мен­ной рез­ной ал­тар­ной пре­гра­ды. Ря­дом с цер­ко­вью и внут­ри неё об­на­ру­жены по­гре­бе­ния это­го вре­ме­ни, вы­пол­нен­ные по хри­сти­ан­ско­му об­ря­ду, в т. ч. бо­га­тые кир­пич­но-ка­мен­ные гроб­ни­цы; сре­ди на­хо­док – зо­ло­тые бляш­ки, коль­ца, ажур­ные серь­ги с зер­нью, крест и др. К это­му и бо­лее позд­не­му пе­рио­ду от­но­сят­ся сте­ны из бу­лыж­ни­ка, ок­ру­жаю­щие вер­ши­ны хол­мов, во­до­про­вод, гон­чар­ные пе­чи. Это по­се­ле­ние упо­ми­на­ет­ся итал. мис­сио­не­ром А. Лам­бер­ти (17 в.) под назв. Тгуа­нас (Гу­ан­да); его за­пус­те­ние свя­за­но с вой­на­ми 17 в. и тур. вла­ды­че­ст­вом. В нач. 19 в. юж­нее воз­ник­ло по­се­ле­ние Очам­чи­ра, с 1844, по­сле от­кры­тия пор­та, на­ча­лось раз­ви­тие го­ро­да на совр. мес­те.

На мор­ском бе­ре­гу у сев.-зап. ок­раи­ны совр. го­ро­да Л. Н. Со­ловь­ё­вым в 1934 об­на­ру­же­но по­се­ле­ние ран­не­го же­лез­но­го ве­ка с «тек­стиль­ной» ке­ра­ми­кой, ана­ло­гич­ные ко­то­ро­му из­вест­ны на по­бе­ре­жье от Ба­ту­ми до Со­чи. Для них ха­рак­тер­ны мно­го­числ. фраг­мен­ты 4-уголь­ных гли­ня­ных ван­но­чек (раз­ме­ром 25–40, глу­би­ной ок. 15 см) с пло­ским дном, утол­щён­ным вен­чи­ком и от­пе­чат­ка­ми тка­ни на стен­ках, гли­ня­ные «ро­га­тые» стол­би­ки-под­став­ки; есть ка­мен­ные гру­зи­ла; ке­ра­ми­ка не­мно­го­чис­лен­на. Ве­ро­ят­но, это сто­ян­ки со­ле­ва­ров.

На сев.-зап. ок­раи­не совр. го­ро­да в 1957 и 1961 най­де­ны 2 кла­да брон­зо­вых из­де­лий. Один из них да­ти­ру­ет­ся 11–10 вв. до н. э., вклю­ча­ет сег­мен­то­вид­ные ору­дия, мо­ты­гу, то­по­ры, фраг­мен­ты сер­пов, слит­ки. Вто­рой (ок. нач. 1-го тыс. до н. э.) – то­по­ры с кли­но­вид­ным обу­хом и слит­ки. В при­мор­ской час­ти совр. го­ро­да в 1980 об­на­ру­же­но по­гре­бе­ние сер. 1-го тыс. до н. э.

Лит.: Со­ловь­ев ЛН. Эне­о­ли­ти­че­ское се­ли­ще у Очам­чир­ско­го пор­та в Аб­ха­зии // Ма­те­риа­лы по ис­то­рии Аб­ха­зии. Су­ху­ми, 1939. Сб. 1; он же. Сле­ды древ­не­го со­ля­но­го про­мыс­ла близ г. Су­ху­ми и г. Очам­чи­ре // Тр. Аб­хаз­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го му­зея. Су­ху­ми, 1947. Вып. 1; Куф­тин БА. Ма­те­риа­лы к ар­хео­ло­гии Кол­хи­ды. Тб., 1950. Т. 2; Во­ро­нов ЮН. Гие­нос // Со­вет­ская ар­хео­ло­гия. 1976. № 4; Шам­ба СМ. Гю­энос-I. Тб., 1988; Ка­ча­ра­ва ДД., Квир­кве­лия ГТ. Го­ро­да и по­се­ле­ния При­чер­но­мо­рья ан­тич­ной эпо­хи. Тб., 1991; Хруш­ко­ва ЛГ. Ран­не­хри­сти­ан­ские па­мят­ни­ки Вос­точ­но­го При­чер­но­мо­рья (IV–VII вв.). М., 2002; Эр­лих ВР. Ме­от­ское свя­ти­ли­ще в Аб­ха­зии // Вест­ник древ­ней ис­то­рии. 2004. № 1.

Вернуться к началу