НО́ВЫЙ О́ЛЬГОВ ГОРОДО́К
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НО́ВЫЙ О́ЛЬГОВ ГОРОДО́К (Новый городок Ольгов на усть Проне), др.-рус. город 13–14 вв. Упомянут в списке городов Рязанского княжества в «Списке русских городов дальних и ближних» (между 1375 и 1381). Отождествляется со 2-м Никитинским (Новоольговским) городищем, расположенным на мысу, образованном правым коренным берегом р. Ока (выс. более 30 м) и оврагом, напротив устья р. Проня, в 300 м к северу от совр. дер. Никитино Спасского р-на Рязанской обл. (Россия), в 5 км выше по течению Оки от Рязани Старой. Городище имеет форму треугольника с выс. 190 м и основанием 100 м, с напольной (северо-восточной и восточной) стороны сохранился вал и ров. В центр. части вал имеет разрыв. Здесь один участок вала заходит за другой; по видимому, это следы ворот в форме «захаба». Мощность культурного слоя 20–30 см; находки в осн. 13 – нач. 14 вв. К северу – селище с находками 14–15 вв.
Перед воротами на площадке городища располагалась церковь (раскопки А. В. Селиванова в 1888, повторно в 1970 – А. Л. Монгайта, П. А. Раппопорта, М. Б. Чернышёва). Она была кирпичной (кирпич 27,5×18–19×3,5–4 см; есть шириной 13–14 см, с полукруглым в плане торцом), на фундаменте из необработанных кусков известняка, который сверху был пролит раствором, бесстолпная, в плане – крестообразная с сильно уплощённой апсидой. Размеры: по фундаментным рвам 18,09× 14,39 м; центрального (подкупольного) квадрата изнутри – 7,85×7,87 м. Находки лекальных кирпичей позволяют полагать, что храм имел профилированные лопатки с тонкими полуколонками на них. По плану Селиванова, толщина стен – 2,5 аршина (ок. 4,3–4,4 м), что стало основанием для предположения об оборонительном характере храма. Раскопками в 1970 определено, что стены имели нормальную толщину (чуть более 1 м), но принадлежность храма к системе обороны не исключается. Г. Ф. Корзухина и А. И. Некрасов соотносили план церкви Н. О. г. с планами кавказских церквей. Г. К. Вагнер поднял вопрос о возможности участия в её строительстве болг. мастеров. Раппопорт и Н. Н. Воронин выявили сходство её плана с рядом памятников смоленского зодчества, предложили реконструкцию объёмного решения: ступенчато-башнеобразное построение в виде системы арок, служивших опорой купола, 3-лопастное завершение фасадов. Эти и др. особенности позволили им датировать храм ок. кон. 12 – нач. 13 вв.
В «Списке русских городов…», наряду с Н. О. г., назван «Старый Льгов», упомянутый в летописи в связи с конфликтом владимирского кн. Всеволода Юрьевича Большое Гнездо с рязанскими князьями в 1207–08 как «Ольгов»; т. е. вероятно, что Н. О. г. в 1208 ещё не существовал. Наряду с археологич. и архит. датировками, это позволяет предполагать, что Н. О. г. назван Ингварем Игоревичем (рязанский князь в 1217–1235) в честь его сына Олега (княжил в 1252–58). Учитывая обособленное положение городища (вокруг неизвестны одновременные ему селища), то, что оно было хорошо укреплено, наличие каменной церкви при небольшой площади, Н. О. г. гипотетически можно рассматривать как резиденцию ряда рязанских князей 13 в.