Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МУН

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 434

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Деопик, М. Ю. Ульянов
Культура Мун: 1–3 – каменные простой (1) и плечиковый (3) топоры, тесло (2); 4 – бронзовый топор-кельт; 5–9 – керамические изделия (по Ха Ван Фунгу и Нгуен Зуи Ти).

МУН (Mun; Gò Mun), ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра сред­не­го брон­зо­во­го ве­ка (кон. 2-го – нач. 1-го тыс. до н. э.) в бас­сей­не р. Хонг­ха (Крас­ная). Вы­де­ле­на вьетн. учё­ны­ми в 1961, на­зва­на по по­се­ле­нию на хол­ме Мун (го Мун) на тер­ри­то­рии пров. Фут­хо (се­вер Вьет­на­ма). Ха­рак­тер­ны круг­ло­дон­ные сфе­ро­ко­ни­че­ские горш­ки, ча­ши на вы­со­ких под­до­нах, мис­ки; ор­на­мент срав­ни­тель­но с куль­ту­ра­ми пред­ше­ст­вую­ще­го вре­ме­ни бед­ный: со­хра­ня­ет­ся мо­тив двой­ной спи­ра­ли, рез­ко пре­об­ла­да­ют гео­мет­рич. пря­мо­ли­ней­ные мо­ти­вы; ис­поль­зо­вал­ся сет­ча­тый штамп. Ке­ра­мич. пряс­ли­ца, ша­ри­ки не­из­вест­но­го пред­на­зна­че­ния, гру­зи­ла, пло­хо обож­жён­ная фи­гур­ка пти­цы. Брон­зо­вые мо­ты­ги, то­по­ры (в т. ч. с асим­мет­рич­ным лез­ви­ем), до­ло­та, тёс­ла, ши­лья, на­ко­неч­ни­ки ко­пий, дро­ти­ков, стрел, ры­бо­лов­ные крюч­ки и др.; есть ли­тей­ные фор­мы. С М. свя­за­но древ­ней­шее из­вест­ное про­уш­ное ору­жие – кле­вец; воз­мож­но, про­уши­на – след­ст­вие кон­так­тов с куль­ту­ра­ми бас­сей­на р. Ян­цзы, в ко­то­рых ка­мен­ные клев­цы из­вест­ны с не­оли­та. Брон­зо­вая фи­гур­ка, изо­бра­жаю­щая об­на­жён­но­го че­ло­ве­ка с шинь­о­ном (чер­та вьет-мы­онг­ских на­ро­дов) и длин­ны­ми моч­ка­ми ушей. По­хо­жие изо­бра­же­ния со­хра­ни­лись в Донг­шо­не, есть они и се­вер­нее, в вер­ховь­ях рек Сиц­зян и Сян, где позд­нее за­фик­си­ро­ва­ны бай­юэ (бать­вье­ты). Кос­тя­ные гар­пу­ны и др. Про­дол­жа­ют ис­поль­зо­вать­ся ка­мен­ные ору­дия: пря­мо­уголь­ные то­по­ры, в т. ч. пле­чи­ко­вые, мо­ты­ги и др., мно­гие шли­фо­ва­ны. Из кам­ня де­ла­ли и ук­ра­ше­ния – коль­ца, брас­ле­ты, уш­ные под­вес­ки в ви­де не­сомк­ну­тых ко­лец, ши­ро­ко рас­про­стра­нён­ные в куль­ту­рах суб­тро­пи­ков, юж­нее бас­сей­на р. Ху­ай­хэ и се­ве­ра (а позд­нее и юга) Ин­до­ки­тая. Тра­ди­ции М. свя­за­ны с Дон­гдау; М. яв­ля­ет­ся не­по­сред­ст­вен­ным пред­ше­ст­вен­ни­ком ци­ви­ли­за­ции Донг­шон, в фор­ми­ро­ва­нии ко­то­рой её тра­ди­ции иг­ра­ли су­ще­ст­вен­ную роль.

Лит.: Нà Vǎn Phѝng, Nguyễn Duy Tу̀. Di Ch kho c hc Gò Mun. Hà Ni, 1982; Ар­хео­ло­гия за­ру­беж­ной Азии. М., 1986; Hig­ham Ch. Early cultures of mainland Southeast Asia. Ta­tien, 2002.

Вернуться к началу