КУВА́
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУВА́, городище 4 в. до н. э. – нач. 13 в. н. э. на окраине совр. г. Кува, в Ферганской долине (Узбекистан). Город Кува упоминается в ср.-век. араб. сочинениях (аль-Истахри, аль-Мукаддаси) как один из крупнейших городов Ферганы в 10–12 вв.; включал разрушенную цитадель, где была мечеть, шахристан, обширный рабат с дворцом правителя, тюрьмой, базаром. Раскопки Ю. А. Заднепровского в 1951, Я. Г. Гулямова в 1956, В. А. Булатовой в 1958–59, 1968–69, Г. П. Иванова и др. с 1998. Городище в плане близко квадрату; пл. 12 га, в сев.-вост. части – цитадель выс. до 10 м; с севера, юга и востока окружено пригородами, зона которых простирается более чем на 1 км от центра памятника. Культурный слой на городище до 9 м, наиболее полно изучены верхние слои (9–12 и 7–8 вв.) и сев. и юж. участки гор. стены (построена в 5–6 вв., неоднократно ремонтировалась и надстраивалась, её толщина в основании достигала 14 м). В шахристане раскопаны участки плотной регулярной жилой застройки 11–12 вв. (усадьбы с внутр. двориком). В рабате – следы производства: глазурованной (на зап. стороне) и неглазурованной посуды, сфероконусов (на вост. стороне); печь для обжига кирпича (к северо-западу от шахристана); следы стеклоделия. В шахристане исследовано неск. прямоугольных комнат 7–8 вв. (плоское перекрытие опиралось на 4 дерев. колонны) с очагами в центре и глинобитными суфами по периметру; святилище прямоугольной формы с очагом-алтарём на подиуме в центре и ступенчатой П-образной суфой вдоль стен. Севернее шахристана раскопаны участки плотной жилой застройки и храмовый комплекс 7 в., состоявший из ряда входных помещений, центр. двора и двух больших залов в сев. части, которые построены на выступе естеств. холма выс. 3,6 м, оформленного как ступенчатый стилобат. В. А. Булатова трактует их как «святилище» и «храм». «Святилище» (11,9 × 11,2 м) имело вход с юга, квадратный в плане подиум выс. более 1 м в центре, подъём на который осуществлялся по трёхступенчатой лестнице; слева и справа от лестницы обнаружены глиняные барельефы в виде лепестков; в углах было ещё 2 возвышения, сложенные из сырцового кирпича, как и центральное. Восточнее к нему примыкал «храм» (21 × 14 м); в его сев. части расположена квадратная в плане платформа, на которую поднимались по двухступенчатым лесенкам; в нише в юго-вост. углу найдены позолоченное основание и фрагменты глиняных статуй, в т. ч. статуи в 2,5 раза больше человеческого роста, считающейся изображением Будды. Фрагменты скульптур лошадей и воинов, найденные у сев. стены центр. двора, интерпретируются как воинство Мары. В осн. в нишах найдены и др. изображения, в т. ч. Махешвары («Великого бога»), бодхисаттвы Ваджрапани, Будды Ваджрахары, богини Шридеви – защитницы буддизма (в др. интерпретации – воплощение «Проникновенной мудрости»). Судя во-всему, в раннесредневековой К. находился буддийский храм, относящийся к направлению ваджраяна.