Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОРЧА́К

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 399

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. О. Гавритухин
Корчак: 1 – ландшафтно-планировочная структура поселения Тетеревка 1 в 5 в. (реконструкция А. П. Томашевского); 2, 3 – керамические сосуды пражской культуры (по И. П. Русановой).

КОРЧА́К (Кор­чак – Те­те­рев­ка), груп­па ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ков слав. куль­тур сер. – 2-й пол. 1-го тыс. в бас­сей­не р. Гни­ло­пять, к юго-за­па­ду от совр. г. Жи­то­мир (Ук­раи­на). От­кры­тие, пер­вые об­сле­до­ва­ния и рас­коп­ки при­над­ле­жат С. С. Гам­чен­ко (1919–23). Об­сле­до­ва­ния Е. В. Мах­но, В. А. Ме­ся­ца, В. В. Се­до­ва, А. А. Та­ра­бу­ки­на, А. П. То­ма­шев­ско­го и др. Раз­вед­ки и ши­ро­ко­ма­сш­таб­ные рас­коп­ки И. П. Ру­са­но­вой и И. К. Фро­ло­ва в 1959–65. По ма­те­риа­лам С. С. Гам­чен­ко из­вест­но неск. кур­ган­ных и грун­то­вых мо­гиль­ни­ков у сёл Кор­чак, Ка­те­ри­нов­ка, Пер­лев­ка; с 1950-х гг. вы­де­ле­ны «гнёз­да» по­се­ле­ний (И. П. Ру­са­но­ва по­ка­за­ла, что не­ко­то­рые из них при­ни­ма­ли за грун­то­вые мо­гиль­ни­ки), из них наи­бо­лее изу­че­ны у с. Кор­чак (14 пунк­тов 4/5–6 вв.), у быв. ху­то­ра Те­те­рев­ский и с. Шумск (4 по­се­ле­ния, по­гре­бе­ния, ком­плекс из кур­ган­но­го мо­гиль­ни­ка и свя­ти­ли­ща; раз­но­вре­мен­ные, от 4/5 до 10 вв.). До­ма стан­дарт­ны – по­лу­зем­лян­ки (в ря­де слу­ча­ев про­сле­же­ны сруб­ные сте­ны, ино­гда ук­ре­п­лён­ные стол­ба­ми), с пе­ча­ми-ка­мен­ка­ми, как пра­ви­ло в сев.-вост. уг­лу. Сре­ди хо­зяйств. по­стро­ек – юве­лир­ная мас­тер­ская (по­лу­зем­лян­ка с пе­чью в цен­тре; ка­мен­ные фор­моч­ки, тиг­ли), стол­бо­вые са­раи, разл. на­ве­сы, ямы, ог­ра­ды, ана­ло­ги ко­то­рым из­вест­ны по эт­но­гра­фич. ма­те­риа­лам По­ле­сья. По­строй­ки со­став­ля­ли «бло­ки» из 1–3 уса­деб. В Те­те­рев­ке в один из «бло­ков» 5–6 вв. вхо­дил ого­ро­жен­ный уча­сток с 2 по­гре­бе­ния­ми в ур­нах (тру­по­сож­же­ние на сто­ро­не). В 6 в. фик­си­ру­ет­ся от­ток на­се­ле­ния, свя­зы­вае­мый с ло­каль­ным кри­зи­сом под­сеч­ной сис­те­мы зем­ле­де­лия; ве­ро­ят­но, часть жи­те­лей при­ня­ла уча­стие в дви­же­нии сла­вян на Бал­ка­ны. С кон. 7 в. про­ис­хо­дит но­вое ак­тив­ное ос­вое­ние мик­ро­ре­гио­на, пе­ре­ход к пе­ре­ло­гу. 9–10 вв. да­ти­ру­ет­ся свя­ти­ли­ще в Шум­ске: кре­сто­об­раз­ное уг­луб­ле­ние, ори­ен­ти­ро­ван­ное по сто­ро­нам све­та (14,2×11 м), в цен­тре – боль­шая стол­бо­вая яма, за­пол­нен­ная кам­ня­ми, и сле­ды ог­ня; во­круг центр. ямы – стол­бо­вые ям­ки, кам­ни; сре­ди на­хо­док – ке­ра­ми­ка, крем­нё­вый на­ко­неч­ник стре­лы, пе­ре­жжён­ные кос­ти бы­ка, птиц.

По ма­те­риа­лам К. и ис­сле­до­ва­ний под Ми­ро­по­лем (кон. 19 в.) С. С. Гам­чен­ко вы­де­лил тип К., или «жи­то­мир­ский тип», оп­ре­де­лив од­ним из пер­вых дос­то­вер­ные ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ки сла­вян до­го­су­дарств. вре­ме­ни. Ю. В. Ку­ха­рен­ко по­ка­зал их при­над­леж­ность праж­ской куль­ту­ре, по­ста­вив в об­ще­ев­ро­пей­ский кон­текст. Ра­бо­ты И. П. Ру­са­но­вой сде­ла­ли ран­ние ма­те­риа­лы К. од­ним из эта­ло­нов в изу­че­нии праж­ской куль­ту­ры Вост. Ев­ро­пы (пред­ло­жен­ное В. В. Се­до­вым назв. «праж­ско-кор­чак­ская куль­ту­ра» не ста­ло об­ще­при­ня­тым), а ма­те­риа­лы из Шум­ска – по­ка­за­те­лем од­ной из форм раз­ви­тия слав. язы­че­ст­ва. В совр. ис­сле­до­ва­ни­ях К. и близ­кие па­мят­ни­ки рас­смат­ри­ва­ют как один из ло­каль­ных ва­ри­ан­тов праж­ской и раз­ви­ваю­щей­ся на её ос­но­ве куль­ту­ры Лу­ка-Рай­ко­вец­кая, хо­тя тер­ми­ны, про­из­вод­ные от К., ис­поль­зу­ют и для обо­зна­че­ния ар­ха­ич­ных вост.-ев­роп. па­мят­ни­ков праж­ской куль­ту­ры.

Лит.: Сла­вя­не на­ка­ну­не об­ра­зо­ва­ния Ки­ев­ской Ру­си. М., 1963; Ру­са­но­ва И. П. Сла­вян­ские древ­но­сти VI–IX вв. ме­ж­ду Днеп­ром и За­пад­ным Бу­гом. М., 1973; То­ма­шев­ский А. П., Гав­ри­ту­хин И. О. Сла­вян­ское по­се­ле­ние Те­те­рев­ка 1. К., 1992; Шов­ко­п­ляс А. М., Гав­ри­ту­хин И. О. Ком­плек­сы праж­ской куль­ту­ры с Обо­ло­ни и не­ко­то­рые про­бле­мы изу­че­ния па­мят­ни­ков ти­па Кор­чак // Крат­кие со­об­ще­ния Ин­сти­ту­та ар­хео­ло­гии. М., 1993. Вып. 208; Ру­са­но­ва И. П., Ти­мо­щук Б. А. Язы­че­ские свя­ти­ли­ща древ­них сла­вян. [2-е изд.]. М., 2007.

Вернуться к началу