КОРЧА́К
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОРЧА́К (Корчак – Тетеревка), группа археологич. памятников слав. культур сер. – 2-й пол. 1-го тыс. в бассейне р. Гнилопять, к юго-западу от совр. г. Житомир (Украина). Открытие, первые обследования и раскопки принадлежат С. С. Гамченко (1919–23). Обследования Е. В. Махно, В. А. Месяца, В. В. Седова, А. А. Тарабукина, А. П. Томашевского и др. Разведки и широкомасштабные раскопки И. П. Русановой и И. К. Фролова в 1959–65. По материалам С. С. Гамченко известно неск. курганных и грунтовых могильников у сёл Корчак, Катериновка, Перлевка; с 1950-х гг. выделены «гнёзда» поселений (И. П. Русанова показала, что некоторые из них принимали за грунтовые могильники), из них наиболее изучены у с. Корчак (14 пунктов 4/5–6 вв.), у быв. хутора Тетеревский и с. Шумск (4 поселения, погребения, комплекс из курганного могильника и святилища; разновременные, от 4/5 до 10 вв.). Дома стандартны – полуземлянки (в ряде случаев прослежены срубные стены, иногда укреплённые столбами), с печами-каменками, как правило в сев.-вост. углу. Среди хозяйств. построек – ювелирная мастерская (полуземлянка с печью в центре; каменные формочки, тигли), столбовые сараи, разл. навесы, ямы, ограды, аналоги которым известны по этнографич. материалам Полесья. Постройки составляли «блоки» из 1–3 усадеб. В Тетеревке в один из «блоков» 5–6 вв. входил огороженный участок с 2 погребениями в урнах (трупосожжение на стороне). В 6 в. фиксируется отток населения, связываемый с локальным кризисом подсечной системы земледелия; вероятно, часть жителей приняла участие в движении славян на Балканы. С кон. 7 в. происходит новое активное освоение микрорегиона, переход к перелогу. 9–10 вв. датируется святилище в Шумске: крестообразное углубление, ориентированное по сторонам света (14,2×11 м), в центре – большая столбовая яма, заполненная камнями, и следы огня; вокруг центр. ямы – столбовые ямки, камни; среди находок – керамика, кремнёвый наконечник стрелы, пережжённые кости быка, птиц.
По материалам К. и исследований под Мирополем (кон. 19 в.) С. С. Гамченко выделил тип К., или «житомирский тип», определив одним из первых достоверные археологич. памятники славян догосударств. времени. Ю. В. Кухаренко показал их принадлежность пражской культуре, поставив в общеевропейский контекст. Работы И. П. Русановой сделали ранние материалы К. одним из эталонов в изучении пражской культуры Вост. Европы (предложенное В. В. Седовым назв. «пражско-корчакская культура» не стало общепринятым), а материалы из Шумска – показателем одной из форм развития слав. язычества. В совр. исследованиях К. и близкие памятники рассматривают как один из локальных вариантов пражской и развивающейся на её основе культуры Лука-Райковецкая, хотя термины, производные от К., используют и для обозначения архаичных вост.-европ. памятников пражской культуры.