КИМХЭ́
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИМХЭ́ (Кымхэ), археологич. культура и керамич. традиция на юге Корейского п-ова. Названы по раковинной куче и могильнику возле г. Кимхэ в дельте р. Нактонган (пров. Кёнсан-Намдо, Юж. Корея), открытых в 1907 япон. археологом Р. Иманиси; масштабные раскопки К. Хамада и С. Умэхара в 1922, продолжались в 1930–80-е гг. Кор. археологи выделяют в составе могильника 2 «уровня»: раннего железного века (3–1 вв. до н. э.), где найдены «узкие» бронзовые кинжалы, и собственно культуры К. (т. н. протоисторический); вопрос об их преемственности продолжает быть предметом дискуссии.
К культуре К. относится ряд памятников 1–3 вв. н. э. в нижнем течении р. Нактонган. Трупоположения в грунтовых ямах, каменных ящиках, в двух сосудах, соединённых горловинами; встречаются каменные насыпи, дольмены. В могильнике Чхояндон есть могилы с дерев. камерами (эта традиция продолжается в ранней культуре Силла). В Сонсан (близ г. Пусан) раскопана раковинная куча, окружённая каменной стеной; в Янсан – земляным валом. Такие городища показательны для протогосударства «трёх Хан» (Махан, Чинхан, Пёнхан), существовавшего на юге Корейского п-ова на рубеже эр. Поселения располагались на вершинах или террасах холмов; изучались железоплавильные печи и др. Среди находок – железные ножи, тёсла, рыболовные крючки, кинжалы с бронзовыми рукоятями; каменные топоры со скошенным лезвием, полулунные ножи, точильные бруски; костяные наконечники стрел, иглы, шпильки; глиняные пряслица, грузила; кит. стеклянные бусы, металлич. зеркала, монеты. В основе хозяйства – мор. промысел, поливное рисоводство, разведение крупного рогатого скота, лошадей.
Керамич. традиция К. известна по всему югу Корейского п-ова. Судя по находкам в Тэсимни и Мачжанни (Центр. Корея), она принесена в кон. 2 – нач. 1 вв. до н. э. с севера, вместе с технологией литья железа (связаны с культурой Лолана). Преобладает керамика, сделанная на гончарном круге, серая, хорошего обжига; возможно, она связана с принесённой из Китая в 3–2 вв. до н. э. серой керамикой с оттисками верёвки или циновки. Встречается также лепная керамика, красновато-бурая, с заглаженной поверхностью. В рамках керамич. традиции К. появляются новые для местных культур формы: кубки на поддоне, полусферич. чаши, котлы с перфорацией для варки на пару, горшки с зауженным дном, высокие подставки и чаши с ручками. Характерный декор: оттиски верёвки или корзины, выполненные с помощью керамич. или дерев. колотушки. Выделяется погребальная керамика: серая, низкотемпературного обжига, с расширяющимся горлом и парой ручек. Традиция К. послужила основой для керамики эпохи Трёх царств, особенно она сильна в культуре Силла; оказала влияние на Яёй культуру Японских о-вов.