Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИЗИ́Л-КОБИ́НСКАЯ КУЛЬТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 662

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Б. Вальчак
Кизил-кобинская культура: 1–4 – керамические сосуды; 5–9 – бронзовые серьги, подвеска, наконечник стрелы; 10 – железный кинжал (по В. А. Колотухину).

КИЗИ́Л-КОБИ́НСКАЯ КУЛЬТУ́РА, ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра фи­на­ла брон­зо­во­го и ран­не­го же­лез­но­го ве­ков (9–3 вв. до н. э.) в пред­го­рь­ях, го­рах и на по­бе­ре­жье юго-зап. Кры­ма. Вы­де­ле­на Г. А. Бонч-Ос­мо­лов­ским по ма­те­риа­лам рас­ко­пок по­се­ле­ния Ки­зил-Ко­ба в 1921. Хро­но­ло­гия и др. ас­пек­ты из­уче­ния К.-к. к. уточ­не­ны А. М. Лес­ко­вым, Х. И. Крис, В. А. Ко­ло­ту­хи­ным. Под­раз­де­ля­ет­ся на 3 эта­па: 9 – сер. 7 вв., сер. 7 – 5 вв. и 4–3 вв. По­се­ле­ния; пря­мо­уголь­ные на­зем­ные до­ма с уг­луб­лён­ным по­лом, кар­кас­но-пле­тё­ны­ми сте­на­ми, об­ма­зан­ны­ми гли­ной, дву­скат­ны­ми кры­ша­ми; на ран­нем эта­пе – не­боль­шие по­лу­зем­лян­ки с шат­ро­вым пе­ре­кры­ти­ем. Се­зон­ные сто­ян­ки под скаль­ны­ми на­ве­са­ми, у вхо­дов в гро­ты и пе­ще­ры. Ря­дом с по­се­ле­ния­ми мо­гиль­ни­ки; ка­мен­ные ящи­ки с кром­ле­ха­ми рас­по­ло­же­ны в один или неск. ря­дов; тру­по­по­ло­же­ния скор­чен­ные на бо­ку, из­ред­ка тру­по­сож­же­ния. Леп­ные горш­ки с ло­щё­ной по­верх­но­стью, обыч­но с ту­ло­вом би­ко­ни­че­ской, гру­ше­вид­ной и ре­по­вид­ной фор­мы, мис­ки, куб­ки; гео­мет­рич. ком­по­зи­ции из же­лоб­ков, вер­ти­каль­ных, на­клон­ных, фи­гур­ных на­ле­пов. На ран­нем эта­пе – ка­мен­ные но­жи-сер­пы, вкла­ды­ши для сер­пов, скреб­ки, шли­фо­ван­ные то­по­ры и др. Кос­тя­ные и брон­зо­вые на­ко­неч­ни­ки стрел, кос­тя­ные пса­лии, брон­зо­вые ук­ра­ше­ния. На позд­них эта­пах – ору­дия, ору­жие, де­та­ли кон­ско­го сна­ря­же­ния из кос­ти, брон­зы, же­ле­за. В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва – зем­ле­де­лие, от­гон­ное (яй­лаж­ное) ско­то­вод­ст­во. Боль­шин­ст­во ис­сле­до­ва­те­лей свя­зы­ва­ют К.-к. к. с тав­ра­ми. От пред­ше­ст­вую­щей ке­ми-обин­ской куль­ту­ры К.-к. к. от­де­ле­на ты­ся­че­лет­ним вре­мен­ным раз­ры­вом. Её про­ис­хо­ж­де­ние дис­кус­си­он­но: ми­гра­ция с Кав­ка­за (А. М. Лес­ков), сли­я­ние кав­каз­ских и фра­кий­ских куль­тур­ных ком­по­нен­тов (П. Н. Шульц) и др. В кон. 3 – нач. 2 вв. до н. э. К.-к. к. ус­ту­пи­ла ме­сто позд­ней скиф­ской ар­хео­ло­ги­че­ской куль­ту­ре.

Лит.: Лес­ков А. М. Гор­ный Крым в I ты­ся­че­ле­тии до н. э. К., 1965; Крис Х. И. Ки­зил-ко­бин­ская куль­ту­ра и тав­ры. М., 1981; Ко­ло­ту­хин В. А. Гор­ный Крым в эпо­ху позд­ней брон­зы – на­ча­ле же­лез­но­го ве­ка. К., 1996.

Вернуться к началу