Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФАРЕ́РСКИЕ ОСТРОВА́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 198-199

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

ФАРЕ́РСКИЕ ОСТРОВА́, Фа­ре­ры (фа­рер­ское Føroyar, дат­ское Færøerne), ав­то­ном­ный ре­ги­он Да­нии. Рас­по­ло­же­ны в сев. час­ти Ат­лан­тического ок., ме­ж­ду Шет­ланд­ски­ми о-ва­ми (Ве­ли­ко­бри­та­ния) и Ис­лан­ди­ей. Пл. 1399 км2. В их со­ста­ве 18 срав­ни­тель­но круп­ных [круп­ней­шие (км2): Стрей­мой 373,5, Эс­ту­рой 286,3, Су­ву­рой 163,7] и 11 мел­ких островов. Нас. 50,2 тыс. чел. (2015). Адм. центр – г. Торс­хавн (13,5 тыс. чел., 2009; на о. Стрей­мой). Офиц. язы­ки – фа­рер­ский и дат­ский. Де­неж­ная еди­ни­ца – фа­рер­ская кро­на.

Ост­ро­ва вул­ка­нич. про­ис­хо­ж­де­ния. Бе­ре­го­вая ли­ния силь­но из­ре­за­на мно­го­числ. фьор­да­ми. В рель­е­фе пред­став­ле­ны вул­ка­ны и вул­ка­нич. пла­то, сло­жен­ные пре­им. ба­заль­то­вы­ми ла­ва­ми и ту­фа­ми. Выс. до 882 м (го­ра Слат­та­ра­тин­дур на о. Эс­ту­рой). Ха­рак­тер­ны фор­мы лед­ни­ко­во­го рель­е­фа (тро­ги и др.). Кли­мат суб­арк­тич. мор­ской. Ср. темп-ры фев­ра­ля ок. 4 °C, ию­ля ок. 11 °C; осад­ков св. 1500 мм в год, час­ты ту­ма­ны. В рас­тит. по­кро­ве – лу­га, ве­ре­щат­ни­ки. Встре­ча­ют­ся тор­фя­ные бо­ло­та. Пти­чьи ба­за­ры. При­бреж­ные от­ме­ли бо­га­ты ры­бой (трес­ка, пал­тус, сельдь).

С кон. 7 – нач. 8 вв. за­се­ля­лись ирл. мо­на­ха­ми, позд­нее вы­ход­ца­ми из Нор­ве­гии. Пред­по­ло­жи­тель­но с 9–10 вв. на ост­ро­вах со­зы­ва­лось со­б­ра­ние сво­бод­ных муж­чин – лаг­тинг. В 11 в. Ф. о. но­ми­наль­но под­чи­не­ны Нор­ве­гии, с 14 в. вклю­че­ны в сис­те­му сканд. мор. тор­гов­ли. По­сле за­клю­че­ния в 1380 дат.-норв. унии Ф. о. ока­за­лись в двой­ном под­чи­не­нии, по Киль­ским мир­ным до­го­во­рам 1814

 >>
при­зна­ны дат. вла­де­ни­ем. В 1816 уп­разд­нён лаг­тинг, офиц. язы­ком стал дат. язык. В 1849 Ф. о. по­лу­чи­ли пра­во пред­ста­ви­тель­ст­ва в дат. пар­ла­мен­те, в 1852 с со­ве­щат. функ­ция­ми вос­ста­нов­лен лаг­тинг. В пе­ри­од 2-й ми­ро­вой вой­ны ок­ку­пи­ро­ва­ны Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей. В 1948 по ре­зуль­та­там ре­фе­рен­ду­ма при­нят Акт о са­мо­управ­ле­нии Ф. о., пре­до­ста­вив­ший ост­ро­вам внутр. ав­то­но­мию, фа­рер­ский яз. по­лу­чил ста­тус офи­ци­аль­но­го (гос.) язы­ка на­ря­ду с дат­ским. В 1973 Ф. о. не во­шли вме­сте с Да­ни­ей в со­став Ев­ро­пей­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­об­ще­ст­ва
 >>
.

Про­жи­ва­ют фа­рер­цы

 >>
(91,7% нас., 2007), дат­ча­не (5,8%), ис­ланд­цы (0,4%) и др. Боль­шин­ст­во ве­рую­щих (89,3%, 2011) – хри­стиа­не-еван­ге­ли­сты.

Объ­ём ВВП (по па­ри­те­ту по­ку­па­тель­ной спо­соб­но­сти) 1831 млн. долл. (2014), в рас­чё­те на ду­шу на­се­ле­ния 36,6 тыс. долл. В струк­ту­ре ВВП 55% при­хо­дит­ся на до­лю сфе­ры ус­луг, 29% – пром-сти и строи­тель­ст­ва, 16% – с. х-ва и ры­бо­лов­ст­ва (2007). Эко­но­ми­че­ски ак­тив­ное нас. 25 тыс. чел. (2015). Офиц. уро­вень без­ра­бо­ти­цы 2,9% (2015).

Им­порт неф­те­про­дук­тов 25 тыс. т (2013). Про­из-во элек­тро­энер­гии 281 млн. кВт·ч (2012), ус­та­нов­лен­ная мощ­ность элек­тро­стан­ций 108,1 МВт, из них на до­лю ма­зут­ных и ди­зель­ных ТЭС при­хо­дит­ся 60,1%, ГЭС – 36,1%, ус­та­но­вок аль­тер­на­тив­ных ис­точ­ни­ков энер­гии – 3,8%. Ос­но­ва эко­но­ми­ки – пром. ры­бо­лов­ст­во и пе­ре­ра­бот­ка ры­бы. Про­из-во и об­слу­жи­ва­ние (вклю­чая ре­монт) мор. су­дов, в т. ч. ры­бо­ло­вец­ких. Раз­ве­де­ние круп­но­го ро­га­то­го ско­та, овец и до­маш­ней пти­цы; про­из-во мо­ло­ка; кар­то­фе­ле­вод­ст­во и ово­ще­вод­ст­во.

Иностр. ту­ризм (за­ход кру­из­ных лай­не­ров). Мор. флот на­счи­ты­ва­ет 65 су­дов (2010; из них 28 – под иностр. фла­га­ми). Мор. со­об­ще­ние ме­ж­ду ост­ро­ва­ми и с г. Хиртс­хальс (Да­ния). Круп­ней­шие пор­ты: Фуг­лафь­ор­дур (о. Эс­ту­рой), Торс­хавн и Во­авур (о. Су­ву­рой). Об­щая дли­на ав­то­мо­биль­ных до­рог 960 км (2016); груп­па из 5 круп­ных ост­ро­вов со­еди­не­на ав­то­мо­биль­ны­ми мос­та­ми и па­ро­ма­ми. Аэ­ро­порт Воаа на о. Во­аар (Во­ар).

Экс­порт (824 млн. ев­ро, 2010) ры­бы и мор. су­дов (гл. по­ку­па­те­ли: Рос­сия, Ве­ли­ко­бри­та­ния, Да­ния, Ни­ге­рия и Ки­тай); им­порт (776 млн. долл.) по­тре­би­тель­ских то­ва­ров, ма­шин и обо­ру­до­ва­ния (в т. ч. ав­то­мо­би­лей), то­п­ли­ва и др. (осн. по­став­щи­ки: Да­ния, Тур­ция, Нор­ве­гия, Ки­тай и Ни­дер­лан­ды).

Вернуться к началу