АНТИГО́НА
-
Рубрика: Всемирная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
АНТИГО́НА (’Αντιγόνη), в греч. мифологии дочь царя Фив Эдипа и Иокасты, сестра Этеокла, Полиника, Исмены. А.– образец любящей дочери и сестры. Она сопровождала ослепившего себя и изгнанного из Фив Эдипа и только после его смерти вернулась в Фивы, осаждённые войсками семерых вождей во главе с Полиником, жаждавшим захватить престол после смерти отца. Когда в поединке братья Этеокл (защищавший город) и Полиник (осаждавший его) убили друг друга, царь Фив Креонт (брат Иокасты) запретил под страхом смертной казни хоронить изменника Полиника, но А. не оставила на съедение птицам и псам родного по крови человека. Она, следуя старинным неписаным законам, некогда установленным богами, совершила символич. ритуал погребения, посыпав тело брата землёй. Несмотря на просьбы своего сына Гемона (любившего А.), Креонт приказал заключить её в пещеру, где она должна была умереть голодной смертью. Но девушка кончает жизнь самоубийством. Проникший в пещеру Гемон тоже убивает себя.
На основе этого варианта мифа, получившего наибольшее распространение, Софокл создал трагедию «Антигона» (ок. 442 до н. э.). Существовали и др. версии мифа, в которых А. с Исменой после похорон Полиника бежали в Аргос. Застигнутые Лаодамантом, сыном Этеокла, они нашли убежище в храме Геры и, когда Лаодамант поджёг храм, сгорели в нём заживо. Поздний мифограф Гигин (1 в. н. э.) повествует (Рассказы, 72), что А. и Аргия, жена Полиника, положили ночью его тело на погребальный костёр Этеокла. Стражники пытались схватить женщин, но Аргия бежала, А. же привели к царю, и тот приказал Гемону, жениху А., её убить. Гемон тайно спрятал А. у пастухов и обманул отца. А. родила Гемону сына, который, возмужав, пришёл в Фивы на игры, но Креонт узнал внука по знаку на теле, бывшему у всех потомков спартов – людей, рождённых из посеянных Кадмом зубов убитого им дракона. Несмотря на просьбы Геракла простить Гемона, Креонт был неумолим. Тогда Гемон убил себя и А. Видимо, эта версия восходит к не дошедшей до нас трагедии Еврипида «Антигона».