Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНТИГО́НА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 42-43

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Тахо-Годи
«Антигона и Гемон». Фрагмент росписи апулийской амфоры. 4 в. до н. э. Собрание Джатта (Руво).

АНТИГО́НА (’Αντιγόνη), в греч. ми­фо­ло­гии дочь ца­ря Фив Эди­па и Ио­ка­сты, се­ст­ра Эте­ок­ла, По­ли­ни­ка, Ис­ме­ны. А.– об­ра­зец лю­бя­щей до­че­ри и се­ст­ры. Она со­про­во­ж­да­ла ос­ле­пив­ше­го се­бя и из­гнан­но­го из Фив Эди­па и толь­ко по­сле его смер­ти вер­ну­лась в Фи­вы, оса­ж­дён­ные вой­ска­ми се­ме­рых во­ж­дей во гла­ве с По­ли­ни­ком, жа­ж­дав­шим за­хва­тить пре­стол по­сле смер­ти отца. Ко­гда в по­един­ке бра­тья Эте­окл (за­щи­щав­ший го­род) и По­ли­ник (оса­ж­дав­ший его) уби­ли друг дру­га, царь Фив Кре­онт (брат Ио­ка­сты) за­пре­тил под стра­хом смерт­ной каз­ни хо­ро­нить из­мен­ни­ка По­ли­ни­ка, но А. не ос­та­ви­ла на съе­де­ние пти­цам и псам род­но­го по кро­ви че­ло­ве­ка. Она, сле­дуя ста­рин­ным не­пи­са­ным за­ко­нам, не­ко­гда ус­та­нов­лен­ным бо­га­ми, со­вер­ши­ла сим­во­лич. ри­ту­ал по­гре­бе­ния, по­сы­пав те­ло бра­та зем­лёй. Не­смот­ря на прось­бы сво­его сы­на Ге­мо­на (лю­бив­ше­го А.), Кре­онт при­ка­зал за­клю­чить её в пе­ще­ру, где она долж­на бы­ла уме­реть го­лод­ной смер­тью. Но де­вуш­ка кон­ча­ет жизнь са­мо­убий­ст­вом. Про­ник­ший в пе­ще­ру Ге­мон то­же уби­вает се­бя.

На ос­но­ве это­го ва­ри­ан­та ми­фа, по­лу­чив­ше­го наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние, Со­фокл соз­дал тра­ге­дию «Ан­ти­го­на» (ок. 442 до н. э.). Су­ще­ст­во­ва­ли и др. вер­сии ми­фа, в ко­то­рых А. с Ис­ме­ной по­сле по­хо­рон По­ли­ни­ка бе­жа­ли в Ар­гос. За­стиг­ну­тые Лао­да­ман­том, сы­ном Эте­ок­ла, они на­шли убе­жи­ще в хра­ме Ге­ры и, ко­гда Лао­да­мант под­жёг храм, сго­ре­ли в нём за­жи­во. Позд­ний ми­фо­граф Ги­гин (1 в. н. э.) по­ве­ст­ву­ет (Рас­ска­зы, 72), что А. и Ар­гия, же­на По­ли­ни­ка, по­ло­жи­ли но­чью его те­ло на по­гре­баль­ный кос­тёр Эте­ок­ла. Страж­ни­ки пы­та­лись схва­тить жен­щин, но Ар­гия бе­жа­ла, А. же при­ве­ли к ца­рю, и тот при­ка­зал Ге­мо­ну, же­ни­ху А., её убить. Ге­мон тай­но спря­тал А. у пас­ту­хов и обма­нул от­ца. А. ро­ди­ла Ге­мо­ну сы­на, ко­то­рый, воз­му­жав, при­шёл в Фи­вы на иг­ры, но Кре­онт уз­нал вну­ка по зна­ку на те­ле, быв­ше­му у всех по­том­ков спар­тов – лю­дей, ро­ж­дён­ных из по­се­ян­ных Кад­мом зу­бов уби­то­го им дра­ко­на. Не­смот­ря на прось­бы Ге­рак­ла про­стить Ге­мо­на, Кре­онт был не­умо­лим. То­гда Ге­мон убил се­бя и А. Ви­ди­мо, эта вер­сия вос­хо­дит к не до­шед­шей до нас тра­ге­дии Ев­ри­пи­да «Ан­ти­го­на».

Лит.: Fraisse S. Le mythe d’An­ti­gone. P., 1974.

Вернуться к началу