ФРА́НКЛИН
-
Рубрика: Всемирная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФРА́НКЛИН (Franklin) Бенджамин (Вениамин) [6(17).1.1706, Бостон – 17.4.1790, Филадельфия], амер. гос. и обществ. деятель, естествоиспытатель, философ, чл. Лондонского королевского об-ва (1756).
Биография
Вырос в протестантской среде. Родители Ф., выходцы из английских пуритан, принадлежали к прихожанам конгрегации Старой Южной церкви (англ. Old South Church; основана в 1669) в Бостоне; в ней же он был крещён в 1706. Работал в свечной мастерской, типографии. В 1723 переехал в Филадельфию, в декабре 1724 в Лондон. В 1726 вернулся в Америку, в 1727 создал в Филадельфии кружок взаимного просвещения и самоусовершенствования. В 1728 стал совладельцем и управляющим типографии в Филадельфии. В 1729 начал издавать «Пенсильванскую газету» («Pennsylvania Gazette»), в 1731 основал в Филадельфии первую в сев.-амер. колониях публичную библиотеку на средства её подписчиков, получавших книги на дом. С 1732 выпускал общественно-просветительский ежегодник «Альманах бедного Ричарда», расходившийся большим тиражом. Сотрудничал с типографиями в Нью-Йорке и Британской Вест-Индии (к концу 1740-х гг. стал одним из самых богатых колонистов в северной части североамериканского континента). В 1736 избран секретарём, в 1751 – членом представительного органа – Собрания Пенсильвании. В 1737 назначен почтмейстером Филадельфии. C 1740-х гг. занимался науч. изысканиями; чл. нескольких науч. обществ, поч. чл. ряда амер. и европ. университетов. В 1743 основал в Филадельфии Амер. филос. об-во. В 1748 – член городского совета Филадельфии. В 1749 предложил создать в Филадельфии общедоступную среднюю школу – Академию, ставшую одним из учебных заведений, на базе которых был создан Пенсильванский ун-т. В 1753–74 зам. генерального почтмейстера всех сев.-амер. колоний. В 1754 на созванном брит. властями в Олбани (пров. Нью-Йорк) Конгрессе представителей семи брит. колоний выдвинул план создания союза колоний под эгидой брит. короны. В 1757–62 и 1764–75 был представителем интересов колонистов Пенсильвании и ряда др. амер. колоний в Великобритании. Постепенно пришёл к убеждению о необходимости отделения сев.-амер. колоний от Великобритании. В 1759 получил почётную степень Университета Сент-Эндрюс (Шотландия), в 1762 – Оксфордского университета.
В ходе Войны за независимость в Северной Америке 1775–83 избран делегатом от Пенсильвании на 2-й Континентальный конгресс в Филадельфии. Вошёл в «Комитет пяти» по подготовке проекта Декларации независимости США 1776. В 1776 назначен первым в истории США генеральным почтмейстером, а затем направлен Континентальным конгрессом с дипломатич. миссией во Францию. Своей деятельностью внёс большой вклад в укрепление междунар. позиций молодого амер. государства. Подписал от имени США американо-французский договор 1778 и амер.-франц. торговый договор, Версальский мирный договор 1783, по которому Великобритания признала независимость США.
За время пребывания в Париже в 1776–85 стал популярной фигурой в Европе как яркий представитель новой амер. цивилизации. Поддерживал близкие отношения с ведущими представителями франц. Просвещения. Общался с Д. И. Фонвизиным, рос. посланником во Франции И. С. Барятинским, директором Петерб. АН кн. Е. Р. Дашковой. В 1785 вернулся в США. Избран президентом штата Пенсильвания и членом Конституц. конвента 1787. Способствовал принятию на Конвенте Конституции США.
Инициировал научные исследования океанского течения, которое по его предложению получило название Гольфстрим. Изучая экономические процессы, установил, независимо от А. Смита, что в основе стоимости товаров лежит человеческий труд. Автор публицистических памфлетов о предпринимательской этике. Внёс большой вклад в пропаганду таких важных понятий предпринимательской этики, как трудолюбие, бережливость, честность, поддержание хорошей деловой репутации, предприимчивость. Автор высказывания, ставшего широко распространённым афоризмом: «Время – деньги».
Ф. стоял у истоков становления науч. и культурных связей между США и Россией. Посылал труды Амер. филос. об-ва в Петерб. АН. Высокую оценку его науч. работ и обществ.-политич. взглядов давали М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев. По предложению Е. Р. Дашковой Ф. был избран иностр. членом Петерб. АН (1789), став первым американцем в её составе.
Ф. – один из выдающихся представителей амер. Просвещения 18 в., выразитель демократич. идей о достоинстве каждого человека, равенстве прав всех людей независимо от их социального происхождения. Современники воспринимали Ф. как человека, воплотившего в себе идеал «полезного гражданина», который только благодаря своим способностям сумел пробиться из низов к высоким должностям, стать богатым и знаменитым. Пропагандировавшиеся Ф. идеи естеств. прав человека и суверенитета народа создали основу мировоззрения поколения американцев, выступавших с оружием в руках за независимость сев.-амер. колоний.
Религиозно-философские взгляды
Будучи выходцем из пуритан, с одной стороны, бежавших от религиозных притеснений в Новый свет, а с другой – искавших в Америке новые экономические возможности, Ф. демонстрировал религиозную терпимость ко всем иноверцам, независимо от происхождения.
В воспоминаниях Ф. признавался, что, порвав с пуританскими воззрениями на природу происхождения мира и спасения, он уже в молодости стал придерживаться деистских взглядов (см. Деизм), на развитие которых существенно повлияло знакомство с трудами Дж. Локка, Дж. Аддисона, У. Волластона и др. В 1725 Ф. опубликовал произведение Волластона «Религия природы», а затем, под впечатлением от его идей, издал собственный трактат «О свободе и необходимости, удовольствии и страдании» (1725), в котором стремился развенчать концепцию бессмертия души, а также ставил под сомнение догмат о свободе воли. В дальнейшем Ф. признал это произведение неудачным и постарался уничтожить все его копии.
Впоследствии Ф. пришёл к выводу, что деизм – это «учение, возможно, и правильное, но не очень полезное». Он на личном опыте убедился в том, что вольнодумство без нравственных ориентиров не всегда приносит пользу и может приводить к упадку морали, и, как следствие, к общественным и экономическим проблемам. Это заключение заставило Ф. переосмыслить положения некоторых кальвинистов и пуритан, проповедовавших, что спасение можно снискать лишь милостью Божьей, а не благими делами. По мнению Ф., примат божественной милости над благими делами умаляет ценность деятельного добра. В представлении о разделении людей на богоизбранных, т. е. достойных Царствия Небесного по своей природе, и тех, кто, не снискав милости, обречён на вечные муки несмотря ни на что, Ф. усматривал пагубные признаки радикализма, вредные для общественной морали.
В отношении религии Ф. занял позицию, согласно которой умеренная религиозность в сочетании с готовностью к компромиссам может служить подспорьем для поддержания порядка в обществе и экономического процветания всех его граждан. Религия должна служить облагораживанию нравов: в этом отношении он был близок к Ш. де Монтескьё. Ф. рассматривал религию, прежде всего, утилитарно, он искусно играл роль «апостола религиозной терпимости», жертвуя средства всем религиозным деноминациям, включая синагогу. В то же время он выступал против внедрения религиозных клятв в текст Американской конституции. По мнению Ф., в основании мира веры лежит представление о едином Творце, наилучший способ служить которому – следовать путём благих дел по отношению ко всем Его детям. Все расхождения между религиями он признавал вторичными.
Несмотря на то, что в рассуждениях Ф. о природе блага присутствуют христианские мотивы, он намеренно избегал рассуждений о природе спасения и божественности Иисуса Христа. В зрелом возрасте Ф. признавался, что он не просто обходил в своих трудах вопросы церковных догматов, но и полагал, что их обсуждение может быть пагубным для общего дела. Ф. обосновывал приверженность религиозным ценностям лишь тем, что религия представляет благое средство для принуждения к порядочности. В письме Т. Пейну он просил (в 1786) не публиковать одну рукопись, высмеивающую обрядность, мотивируя это тем, что последствия от публикации могут нанести ущерб обществу, а не тем, что идеи рукописи ложны. Будучи в преклонном возрасте, Ф. признался в том, что несмотря на то, что всегда рассматривал начала христианской нравственности как лучший моральный ориентир в истории, он, тем не менее, сильно сомневался в божественной природе Иисуса Христа, о чём прямо заявил в ответ на вопрос известного проповедника преподобного Э. Стайлса о вере в Сына Божьего. Он никогда не присоединялся к церкви, не разделял догм и считал более полезным сосредотачиваться на земных вопросах.
Ф., сторонник светской морали, полагал, что само понятие нормы морали (см. Моральные нормы) является продуктом культуры. Соблюдение моральных норм, как светских, так и религиозных, должно способствовать общественной пользе и процветанию. В основе общественного успеха, по мысли Ф., должен лежать морально-экономический баланс интересов и сознательных (само)ограничений, т. е. готовность придерживаться устоев светской морали с целью приумножения не только личного блага, но и общественного. Принципы практической философии Ф., пронизанные житейской мудростью в сочетании с духом Просвещения, легли в основу ценностных ориентиров нового «американского этоса», а его открытость к компромиссам в обществе и его терпимость к чужим религиозным проявлениям стали характерными маркерами новой американской культуры.
Ф. стоял у истоков Американского философского общества, учреждённого в 1743 в Филадельфии; в январе 1769 Франклин стал его избранным президентом. На начальном этапе развития Американское философское общество представляло из себя салонный клуб любителей интеллектуальных упражнений; после дипломатических поездок Ф. по западноевропейским странам в почётные члены общества были приглашены европейские философы и учёные первой величины, знакомые с ним лично, в частности Л. А. де Ларошфуко, Н. де Кондорсе, Я. Ингенхауз, П. Ж. Ж. Кабанис и др. Среди ближайших сторонников Ф. особо выделялся философ-деист, просветитель и политический мыслитель Т. Пейн, один из инициаторов создания первого Американского общества политических исследований.
Наследие
Современники воспринимали Ф. как человека, воплотившего в себе идеал «полезного гражданина», который только благодаря своим способностям сумел пробиться из низов к высоким должностям, стать богатым и знаменитым. Пропагандировавшиеся Ф. идеи естественных прав человека и суверенитета народа создали основу мировоззрения поколения американцев, выступавших с оружием в руках за независимость североамериканских колоний.
Труды Ф. постоянно издаются и переиздаются. Облик Ф. запечатлён в портретах, памятниках, на почтовых марках, на 100-долларовой купюре США. В Филадельфии создан мемориальный Институт Франклина.