САРМАТИ́ЗМ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
САРМАТИ́ЗМ (польск. sarmatyzm), шляхетская идеология и культура, господствовавшие в Польше в кон. 16 – 18 вв. Термин «С.» возник в кон. 18 в. в работах публицистов и литераторов, критиковавших С. с позиций идей Просвещения. Основа С. – миф о происхождении польск. шляхты от сарматов, завоевавших в древности слав. население (к которому относили простолюдинов) от Днепра до Вислы; в 19 в. термин «сарматы» распространился на всех поляков в целом. Миф появился в 15–16 вв. и развивался Я. Длугошем, Матвеем из Мехова, А. Гваньини, М. Стрыйковским и др. авторами. Сарматом считался шляхтич, унаследовавший от своих далёких воинственных предков призвание защитника родины. Идеология раннего С. включала идею равенства прав всех членов шляхетского сословия, в т. ч. выборность короля; убеждённость в том, что только т. н. Генриховы артикулы (1573) и договоры, подписывавшиеся последующими королями при вступлении на трон (т. н. pacta conventa), могут служить основой устройства Речи Посполитой; веротерпимость. С. культивировал патриотизм, приверженность традициям, славил прошлые победы польск. оружия, требовал от шляхты совершенствования в воен. ремесле, поощрял застолья, участие в местных сеймиках и др. формы обществ. жизни, охоту, но не труд. Как своеобразный синтез нац. традиций, культуры Запада и Востока, С. стал польск. разновидностью барокко. Он повлиял на шляхетское мировоззрение, политич. идеологию, нравы, лит-ру, живопись. Отличительной чертой С. был его интерес к Востоку, выражавшийся в ориентализации предметов одежды (жупан, контуш, шаровары и др.), причёсок, оружия (сабля-карабела), интерьеров шляхетских усадеб. Для убранства костёлов и магнатских резиденций этого периода была характерна склонность к роскоши. Лит-ра славила храброго рыцаря, гостеприимного, галантного хозяина, умного собеседника, доброго семьянина (произведения В. Потоцкого, Я. Х. Пасека и др.), развитие получила специфич. пейзажная и портретная живопись (т. н. сарматский портрет). К сер. 17 в. внутри С. стали доминировать идеи религ. нетерпимости (в 1658 из Польши были изгнаны ариане, в 1733 некатоликам запретили занимать гос. посты), ксенофобия, получили распространение негативное отношение к реформам и злоупотребление принципом либерум вето. С кон. 18 в. С. всё больше критиковался как символ обскурантизма и сословного эгоизма.