Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САРМАТИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 439-440

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Ф. Матвеев

САРМАТИ́ЗМ (польск. sarmatyzm), шля­хет­ская идео­ло­гия и куль­ту­ра, гос­под­ство­вав­шие в Поль­ше в кон. 16 – 18 вв. Тер­мин «С.» воз­ник в кон. 18 в. в ра­бо­тах пуб­ли­ци­стов и ли­те­ра­то­ров, кри­ти­ко­вав­ших С. с по­зи­ций идей Про­све­ще­ния. Ос­но­ва С. – миф о про­ис­хо­ж­де­нии польск. шлях­ты от сар­ма­тов, за­вое­вав­ших в древ­но­сти слав. на­се­ле­ние (к ко­то­ро­му от­но­си­ли про­сто­лю­ди­нов) от Днеп­ра до Вис­лы; в 19 в. тер­мин «сар­ма­ты» рас­про­стра­нил­ся на всех по­ля­ков в це­лом. Миф поя­вил­ся в 15–16 вв. и раз­ви­вал­ся Я. Длу­го­шем, Мат­ве­ем из Ме­хо­ва, А. Гвань­и­ни, М. Стрый­ков­ским и др. ав­то­ра­ми. Сар­ма­том счи­тал­ся шлях­тич, унас­ле­до­вав­ший от сво­их да­лё­ких во­ин­ст­вен­ных пред­ков при­зва­ние за­щит­ни­ка ро­ди­ны. Идео­ло­гия ран­не­го С. вклю­ча­ла идею ра­вен­ст­ва прав всех чле­нов шля­хет­ско­го со­сло­вия, в т. ч. вы­бор­ность ко­ро­ля; убе­ж­дён­ность в том, что толь­ко т. н. Ген­ри­хо­вы ар­ти­ку­лы (1573) и до­го­во­ры, под­пи­сы­вав­шие­ся по­сле­дую­щи­ми ко­ро­ля­ми при всту­п­ле­нии на трон (т. н. pacta conventa), мо­гут слу­жить ос­но­вой уст­рой­ст­ва Ре­чи По­спо­ли­той; ве­ро­тер­пи­мость. С. куль­ти­ви­ро­вал пат­рио­тизм, при­вер­жен­ность тра­ди­ци­ям, сла­вил про­шлые по­бе­ды польск. ору­жия, тре­бо­вал от шлях­ты со­вер­шен­ст­во­ва­ния в во­ен. ре­мес­ле, по­ощ­рял за­сто­лья, уча­стие в ме­ст­ных сей­ми­ках и др. фор­мы об­ществ. жиз­ни, охо­ту, но не труд. Как свое­об­раз­ный син­тез нац. тра­ди­ций, куль­ту­ры За­па­да и Вос­то­ка, С. стал польск. раз­но­вид­но­стью ба­рок­ко. Он по­вли­ял на шля­хет­ское ми­ро­воз­зре­ние, по­ли­тич. идео­ло­гию, нра­вы, лит-ру, жи­во­пись. От­ли­чи­тель­ной чер­той С. был его ин­те­рес к Вос­то­ку, вы­ра­жав­ший­ся в ори­ен­та­ли­за­ции пред­ме­тов оде­ж­ды (жу­пан, кон­туш, ша­ро­ва­ры и др.), при­чё­сок, ору­жия (саб­ля-ка­ра­бе­ла), ин­терь­е­ров шля­хет­ских уса­деб. Для уб­ран­ст­ва кос­тё­лов и маг­нат­ских ре­зи­ден­ций это­го пе­рио­да бы­ла ха­рак­тер­на склон­ность к рос­ко­ши. Лит-ра сла­ви­ла храб­ро­го ры­ца­ря, гос­те­при­им­но­го, га­лант­но­го хо­зяи­на, ум­но­го со­бе­сед­ни­ка, доб­ро­го семь­я­ни­на (про­изве­де­ния В. По­тоц­ко­го, Я. Х. Па­се­ка и др.), раз­ви­тие по­лу­чи­ла спе­ци­фич. пей­заж­ная и порт­рет­ная жи­во­пись (т. н. сар­мат­ский порт­рет). К сер. 17 в. внут­ри С. ста­ли до­ми­ни­ро­вать идеи ре­лиг. не­тер­пи­мо­сти (в 1658 из Поль­ши бы­ли из­гна­ны ариа­не, в 1733 не­ка­то­ли­кам за­пре­ти­ли за­ни­мать гос. по­сты), ксе­но­фо­бия, по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние не­га­тив­ное от­но­ше­ние к ре­фор­мам и зло­упот­реб­ле­ние прин­ци­пом ли­бе­рум ве­то. С кон. 18 в. С. всё боль­ше кри­ти­ко­вал­ся как сим­вол об­ску­ран­тиз­ма и со­слов­но­го эго­из­ма.

Лит.: Cynarski S. Sarmatyzm – ideologia i styl życia // Polska XVII wieku / Red. J. Tazbir. 3 wyd. Warsz., 1977; Та­на­нае­ва Л. И. Сар­мат­ский порт­рет: Из ис­то­рии поль­ско­го порт­ре­та эпо­хи ба­рок­ко. М., 1979; Лес­ки­нен М. В. Ми­фы и об­ра­зы сар­ма­тиз­ма: Ис­то­ки на­цио­наль­ной идео­ло­гии Ре­чи По­спо­ли­той. М., 2002.

Вернуться к началу