ОППОЗИ́ЦИЯ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОППОЗИ́ЦИЯ (от лат. oppositio – противопоставление) в политике, группа, противостоящая правящим силам в рамках гос. системы или политич. организации.
Существование О. связано с неоднородностью общества и групповой природой политики. С древних времён борьба за власть приводила к формированию более или менее структуриров. течений и объединений, которые отражали социальные интересы, не реализующиеся в политике правящих кругов того или иного государства. Сам термин «О.» возник в условиях развития парламентаризма в Великобритании в 1-й пол. 18 в. и первоначально применялся для обозначения парламентского меньшинства. С образованием в 19 в. политич. партий О. приняла преим. парт. форму. Помимо партий и парламентских фракций, О. может быть представлена др. субъектами политики: движениями и политич. объединениями разной степени организованности, участники которых имеют общие интересы и цели. Характерными признаками О. в рамках гос. системы являются неучастие в осуществлении правительств. власти и противодействие политике правящих сил. Деятельностный аспект и наличие осознанной позитивной программы отличают О. от простых проявлений инакомыслия и несогласия с властью. При этом следует различать О. и движения сопротивления, которым присуще использование вооруж. методов борьбы. Цели О. могут заключаться в изменении политич. системы, правительств. политики в целом или её отд. аспектов.
К осн. функциям О. относятся: артикуляция интересов социальных групп, недовольных проводимой гос. политикой; критич. анализ политики власти, контроль над её действиями, выявление ошибок и просчётов; привлечение внимания общественности к проблемам, игнорируемым правящими кругами; разработка и продвижение политич. альтернатив; подготовка кадров, способных заменить действующее правительство. Активная О. препятствует монополизации власти в руках одной политич. силы, стимулирует обществ. дискуссии, способствует учёту в гос. политике широкого спектра позиций и предпочтений населения. Легальная О. выполняет также функцию социальной интеграции, вводя обществ. конфликты в организованное русло.
Статус О. в обществе – один из ключевых критериев различения политич. режимов. Режим является демократическим, если создаёт институциональные условия для свободного, легального функционирования О., которая имеет возможность прийти к власти в результате победы на выборах. Авторитарный режим допускает наличие О., однако ограничивает возможности её деятельности и перекрывает ей доступ к власти. При тоталитарном режиме легальное существование О. невозможно, попытки её организации пресекаются с помощью репрессий.
В политич. науке используется неск. видов типологии О. По отношению к политич. системе страны, где действует О., она делится на 2 категории: системную и антисистемную. Первая выступает против политики правительства, но не подвергает сомнению легитимность существующего политич. строя, его принципы функционирования и осн. ценности. Вторая противостоит не только господствующим в государстве силам, но и самому политич. режиму, добиваясь его устранения и замены другим, т. е. политич. революции. В совр. демократич. странах антисистемная О. включает право- и леворадикальные группировки, организации религ. фундаменталистов; в авторитарных и тоталитарных государствах к ней могут относиться также демократически ориентированные группы. Системная О., в свою очередь, подразделяется по своим задачам на «классическую» и «политических конкурентов» (О. Кирххаймер): первая стремится к реализации альтернатив правительств. политике, вторая расходится с правящей группировкой лишь по тактич. вопросам. По характеру используемых методов О. может быть лояльной (действующей исключительно в рамках конституц. норм), нелояльной (применяющей в борьбе за власть все доступные средства, в т. ч. неконституционные) и полулояльной (прибегающей к неконституционным методам в отд. случаях) (Х. Линц). Ещё один критерий классификации О. – масштаб и продолжительность её деятельности. По этому признаку можно вычленить ситуационную (ad hoc) О., действующую в течение ограниченного времени и противостоящую господствующей группировке по отд. проблемам, и О., функционирующую на регулярной основе. Наконец, по месту деятельности различают парламентскую и внепарламентскую оппозицию.
Право на создание и деятельность О. обычно закрепляется в конституциях государств, содержащих положения о политич. плюрализме и многопартийности (в России – ст. 13 Конституции РФ). В ряде стран парламентская О. имеет статус офиц. института. Так, в Великобритании крупнейшая из представленных в парламенте оппозиц. партий считается «Официальной О. Его (Её) Величества», формирует «теневой кабинет министров», а её лидер получает жалованье от государства. Аналогичная система принята и в большинстве стран Содружества. В Швеции, ФРГ, Чехии парламентские фракции оппозиц. партий также получают дополнит. материальную поддержку государства. Особый правовой статус парламентской О. определён в законодательстве Португалии, Колумбии и некоторых др. стран.
Специфич. видом оппозиц. объединения является внутрипарт. О. – группа членов политич. партии, не согласных с курсом парт. руководства и добивающихся его изменения с целью реализации совокупности собств. политич. установок. Внутрипартийная О. организуется на основе платформ, коллективных заявлений или группируется вокруг тех или иных лидеров. Степень её организованности может варьироваться от слабо оформленных персональных клиентел и течений, включающих сторонников некоторых общих принципов, до структурированных фракций с внутр. дисциплиной, системой центр. и местных органов.