НГИ́РСУ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НГИ́РСУ (устар. – Гирсу), один из важнейших центров Шумера на юго-востоке совр. Ирака (ныне на его месте располагается населённый пункт Телло).
Впервые поселение появилось здесь в кон. 6-го тыс. до н. э., своего расцвета город достиг в 26–24 вв. до н. э., когда стал столицей гос-ва Лагаш. На территории государства, которая достигала, вероятно, 1600 км2, располагались более 40 поселений, 17 небольших и 8 крупных городов (в т. ч. собственно Лагаш и Н.). В Н. находился храм гл. бога лагашского гос-ва Ниннгирсу и храм его супруги богини Бау. В 22 в. до н. э. в правление династии Гудеа город пережил новый период расцвета, его площадь превысила 1 км2. В кон. 3-го тыс. до н. э. Н. был важным адм. центром государства III династии Ура, объединившего под своей властью всю территорию Юж. Месопотамии. Со 2-го тыс. до н. э. Н. полностью утратил своё экономич. и политич. значение, но оставался заселённым до 2 в. н. э.
Н. – первый шумерский город, который стал известен исследователям. В 1877 франц. археологич. экспедиция под рук. вице-консула Франции в Басре Э. де Сарзека обнаружила неизвестную ранее культуру, которая была идентифицирована как шумерская. В ходе дальнейших раскопок, которые франц. исследователи продолжали до 1933, было найдено огромное количество памятников шумерского иск-ва, в т. ч. булава царя Месилима, серебряная ваза Энметены, «Стела коршунов» в честь победы правителя Эанатума над соседним г. Умма, статуи правителя Гудеа и его родственников и множество других (б. ч. находок хранится в Лувре). Однако самым важным достижением раскопок в Н. было обнаружение огромного количества письм. памятников, в т. ч. глиняных табличек (более 50 000) и надписей на разл. предметах.
Изучение шумерских текстов из Н., большинство из которых представляли собой хозяйств. записи, включая отчёты храмовых хозяйств, позволило нем. шумерологу А. Даймелю выдвинуть гипотезу о теократич. характере шумерских городов-государств, вся земля в которых, по его мнению, принадлежала богам (храмам). Впоследствии теория о храмовом государстве и храмовой экономике в Шумере 3-го тыс. до н. э. была в значит. степени пересмотрена, тем не менее это предположение оказало сильное влияние на дальнейшие исследования по истории Месопотамии и на развитие всей историч. науки о Древнем Востоке.