ДО́БРОВСКИЙ ЙОСЕФ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДО́БРОВСКИЙ (Dobrovský) Йосеф [17.8.1753, Дьярмат (ныне Балашшадьярмат), Венгрия – 6.1.1829, Брюнн (ныне Брно), Моравия, Австрия], чеш. филолог и историк. Крупнейший представитель чеш. Просвещения и начального этапа нац. возрождения. Учился на филос. и теологич. факультетах Пражского ун-та (1769–73). В 1772 вступил в иезуитский орден, после его упразднения в 1773 стал домашним учителем детей гр. Ф. А. Ностица. В 1786 рукоположен в священники. В 1787–90 проректор и ректор семинарии в Оломоуце. После упразднения семинарии Д. жил у Ностицев, которые обеспечили ему возможность заниматься науч. работой. В 1784 выступил соучредителем Чеш. (с 1790 Королевского) об-ва наук, в 1807–11 и 1823–25 был его председателем. В 1792–93 посетил с науч. целями Швецию и Россию, в С.-Петербурге и Москве изучал древние слав. рукописи и первопечатные книги. Побывал также в Польше, Германии и совершил ряд поездок по Австрии, Венгрии и Италии. Чл. науч. обществ и университетов в Варшаве, Берлине, Кракове, Вене, С.-Петербурге и др.
Д. – один из основателей науч. славяноведения. Как учёного его отличали рационализм, критич. подход к историч. источникам, энциклопедич. образованность. В филологии Д. применял сравнит. метод. Разработал (впервые) периодизацию истории чеш. лит-ры и языка («Geschichte der böhmischen Sprache und Literatur», 1792). Как автор основополагающей грамматики чеш. яз. («Ausführliches Lehrgebäude der böhmischen Sprache... zur gründlichen Erlernung derselben für Deutsche, zur vollkommenen Kenntnis für Böhmen», 1809) инициировал кодификацию совр. чеш. лит. языка на базе нормы 16 в. Д. также создал 2-томный нем.-чеш. словарь («Deutsch-böhmisches Wöhrterbuch», 1802–21) и обосновал принципы чеш. силлабо-тонической просодии (1795). Эти труды Д. имели огромное науч. значение и способствовали возвращению чеш. языка в сферу культуры. Помимо этого Д. интенсивно занимался славистическими исследованиями, дал первую науч. классификацию слав. языков и предложил проект этимологич. словаря слав. языков («Entwurf zu einem allgemeinen Etymologicon der slawischen Sprachen», 1813), выпускал общеславистические сборники «Славин» (1806–08) и «Слованка» (1814–15). Такими трудами, как «Глаголитика» (1807), науч. грамматика старославянского языка («Institutiones linguae slavicae dialecti veteris quae quum apud Russos, Serbos, aliosque ritus graeci...», 1822), Д. внёс также большой вклад в изучение старославянского языка и письменности.
Как историк Д. сформулировал принцип объективного познания историч. действительности на основе всесторонней критики источников. В методологич. вопросах был последователем Г. Добнера и активно боролся против «мрака Средневековья», за свободу религ. и науч. мировоззрения. В работе «Fragmentum Pragense Evangelii S. Marci vulgo autographi» (1778) Д. опроверг традиц. представление о том, что пражский фрагмент Евангелия является автографом евангелиста Марка. В кн. «De sacerdotum in Bohemia coelibatu narratio historica» (1787) выступил против целибата священников. В ряде статей Д. доказал, что чтимый в Чехии св. мч. Ян Непомуцкий – вымышленное лицо. Взгляд на чеш. историю Д. изложил в работах «Geschichte der böhmischen Pikarden und Adamiten» (1788), «Über das Alter der böhmischen Bibelübersetzung» (1782), «Über die Einführung und Verbreitung der Buchdruckerkunst in Böhmen» (1784), «Beiträge zur Geschichte des Kelches in Böhmen» (1817). Историч. критицизм Д. проявился и в его исследованиях, посвящённых чеш. легендам (житиям) о св. Людмиле, св. Вацлаве, а также Кирилле и Мефодии (вышли в 1803–19 под общим назв. «Kritische Versuche, die ältere böhmische Geschichte von späteren Erdichtungen zu reinigen»). В 1823 Д. издал кн. «Cyril und Method, der Slaven Apostel, ein historisch-kritischer Versuch», которая в 1825 переведена на рус. яз. и издана под назв. «Кирилл и Мефодий, словенские первоучители». В 1825 Д. открыто подверг сомнению подлинность т. н. Зеленогорской рукописи (см. в ст. В. Ганка). Труды Д. оказали значит. влияние на развитие европ. славяноведения 1-й пол. 19 в.