ПАВИ́Я
-
Рубрика: Всемирная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАВИ́Я (Pavia), город на севере Италии, в обл. Ломбардия, адм. центр пров. Павия. Нас. 68,3 тыс. чел. (2012). Расположен в нижнем течении р. Тичино, в 35 км к югу от Милана. Ж.-д. станция на линии Милан – Генуя. В 10 км к западу от П. проходит автомагистраль Милан – Генуя.
Первые поселения на месте совр. П. основаны лигурами, по сообщению Плиния Старшего, или инсубрами, по свидетельству Птолемея. Со 2 в. до н. э. рим. укреплённый пункт у моста через р. Тичино. С 49 н. э. муниципий Тицинум (Ticinum). С кон. 3 в. центр епископства. С 3 в. началось быстрое экономич. развитие города, ставшего местом чеканки монеты и центром произ-ва оружия. В 452 разграблен гуннами. После продолжит. осады в 476 П. захвачена и разрушена Одоакром. Подвергалась нападениям остготов, вестготов, в 553 взята визант. армией во главе с Нарсесом. После завоевания лангобардами Сев. Италии столица Лангобардского королевства (572). Под назв. Папия (лат. Papia; от него происходит совр. назв.) впервые упоминается в «Истории лангобардов» Павла Диакона (II, 15). В июне 774 взята Карлом I Великим. До 12 в. оставалась столицей Итал. королевства и местом коронации его королей. В кон. 9 – сер. 10 вв. неоднократно разорялась венграми. В 1004 центр восстания (подавлено Генрихом II). В 10–12 вв. переживала период экономич. подъёма, связанного с развитием ремесла (кожевенное произ-во, произ-во оружия, чеканка монеты и др.), с. х-ва и торговли. Опасаясь усиления Милана, в борьбе гвельфов и гибеллинов поддерживала императора, однако ок. 1170 присоединилась к Ломбардской лиге, но её войско не участвовало в битве при Леньяно. После поражения имп. Фридрих I Барбаросса бежал в П. В кон. 12 в. получила статус самоуправляющейся коммуны. С 1359 подчинена Милану. Основание ун-та (1361) укрепило позиции П. как одного из крупнейших центров изучения права. В ходе Итальянских войн 1494–1559 при П. франц. армия (ок. 26,5 тыс. чел., 53 орудия) во главе с Франциском I 24.2.1525 потерпела сокрушит. поражение от имп. войска (23 тыс. чел., 17 орудий). После пресечения династии Сфорца вместе с Миланским герцогством включена в состав владений исп. Габсбургов. В 1706 в ходе войны за Испанское наследство захвачена австр. армией под команд. Евгения Савойского и отошла к австр. Габсбургам. Во время войн за Польское наследство и Австрийское наследство франц. армия дважды занимала П. (в 1733 и 1745). В мае 1796 оккупирована французами, входила в состав Цизальпинской республики, с 1802 – Итальянской республики 1802–1805, с 1805 – Итал. королевства. По решению Венского конгресса 1814–15 отошла к Ломбардо-Венецианскому королевству в составе Австр. империи. В результате австро-итало-французской войны 1859 вместе с Ломбардией вошла в Сардинское королевство. С 1861 в составе единого Итал. королевства.
Многочисл. ср.-век. башни формируют облик историч. центра П. (в т. ч. башня Торре-Чивика, 1330, перестроена в 1583 арх. П. Тибальди, обрушилась в 1989). Один из гл. памятников романского стиля в Ломбардии – ц. Сан-Микеле-Маджоре (в формах, близких ц. Сант-Амброджо в Милане, кон. 11 в. – 1155, своды и верхняя часть стен перестроены во 2-й пол. 15 в.; одна из наиболее обширных в Италии программ романского скульптурного декора, включает в себя, наряду с религ. сценами, анималистич. мотивы, заимствованные на Ближнем Востоке, ок. 1125–30). Под влиянием её архитектуры сложился облик др. романских церквей П.: Сан-Пьетро-ин-Чьел-д’Оро [основана в 6 в., могилы Августина Блаженного (готич. Арка-ди-Сант-Агостино, 1362), Боэция, короля лангобардов Лиутпранда, нынешнее здание освящено в 1132], Сан-Теодоро (1117, в интерьере – две фрески, изображающие панораму города с высоты птичьего полёта, 1525, худ. Б. Ланцани, реставрация 1887–1910). В формах готики: церкви Сан-Франческо-д’Ассизи (1238–98), Санта-Мария-дель-Кармине (1374, 1432–61, центр. часть фасада – 1854, арх. Дж. Маркези, колокольня – ок. 1450), замок Висконти (Кастелло-Висконтео, 1360–65, ныне Гор. музеи). Собор Санто-Стефано (строительство начато в 1488 под рук. арх. К. Рокки, затем Дж. А. Амадео и Дж. Дж. Дольчебуоно, фасад и купол завершены в 1898) в ренессансных формах, характерных для Ломбардии. С 1488–97 в проектировании участвовал Д. Браманте, разработавший (возможно, под влиянием идей центрально-купольных построек Леонардо да Винчи) план в форме греч. креста со средокрестием, перекрытым большим октагоном. В соответствии с идеями Браманте были возведены крипта, сакристии и нижняя часть стен. С именем Браманте связывают и проект ц. Санта-Мария-ди-Канепанова (1500–07, реализован арх. Дж. А. Амадео).
На расстоянии 8 км от города – Павийская Чертоза (ныне Музей Павийской Чертозы, строительство начато в 1396, архитекторы Г. Солари, Дж. А. Амадео, скульпторы Дж. А. Амедео, А. и К. Мантегацца, А. и Ф. Солари и др.) в характерном для Ломбардии 15 в. раннеренессансном стиле, объединяющем готич. элементы и ренессансный принцип пространственной организации. Церковь служила усыпальницей миланских герцогов (надгробия, фрески, интарсии, алтарные образы), монастырские здания сгруппированы вокруг больших дворов.
Ун-т П. основан в 1361, при нём действуют музеи: естеств. истории (1771), минералогии, истории ун-та и др.; ботанич. сад (1773); б-ка (1763). Гор. музеи (основаны в 1838; археологич., Музей Средневековья и Возрождения, Музей Рисорджименто, Пинакотека Маласпина и др.). Театр Фраскини (основан в 1773), театральная компания Смарамальди.
Основа гор. экономики – сфера услуг (туристич. бизнес, торговля и др.). Центр с.-х. района (выращивают зерновые, в т. ч. рис, овощи, виноград; развито молочное скотоводство).