Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАВИ́Я

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 19-20

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПАВИ́Я (Pavia), го­род на се­ве­ре Ита­лии, в обл. Лом­бар­дия, адм. центр пров. Па­вия. Нас. 68,3 тыс. чел. (2012). Рас­по­ло­жен в ниж­нем те­че­нии р. Ти­чи­но, в 35 км к югу от Ми­ла­на. Ж.-д. стан­ция на ли­нии Ми­лан – Ге­нуя. В 10 км к за­па­ду от П. про­хо­дит ав­то­ма­ги­ст­раль Ми­лан – Ге­нуя.

Пер­вые по­се­ле­ния на мес­те совр. П. ос­но­ва­ны ли­гу­ра­ми, по со­об­ще­нию Пли­ния Стар­ше­го, или ин­суб­ра­ми, по сви­де­тель­ст­ву Пто­ле­мея. Со 2 в. до н. э. рим. ук­ре­п­лён­ный пункт у мос­та че­рез р. Ти­чи­но. С 49 н. э. му­ни­ци­пий Ти­ци­нум (Ti­ci­num). С кон. 3 в. центр епи­скоп­ст­ва. С 3 в. на­ча­лось бы­строе эко­но­мич. раз­ви­тие го­ро­да, став­ше­го ме­стом че­кан­ки мо­не­ты и цен­тром про­из-ва ору­жия. В 452 раз­граб­лен гун­на­ми. По­сле про­дол­жит. оса­ды в 476 П. за­хва­че­на и раз­ру­ше­на Одо­ак­ром. Под­вер­га­лась на­па­де­ни­ям ост­го­тов, вест­го­тов, в 553 взя­та ви­зант. ар­ми­ей во гла­ве с Нар­се­сом. По­сле за­вое­ва­ния лан­го­бар­да­ми Сев. Ита­лии сто­ли­ца Лан­го­бард­ско­го ко­ро­лев­ст­ва (572). Под назв. Па­пия (лат. Papia; от не­го про­ис­хо­дит совр. назв.) впер­вые упо­ми­на­ет­ся в «Ис­то­рии лан­го­бар­дов» Пав­ла Диа­ко­на (II, 15). В ию­не 774 взя­та Кар­лом I Ве­ли­ким. До 12 в. ос­та­ва­лась сто­ли­цей Итал. ко­ро­лев­ст­ва и ме­стом ко­ро­на­ции его ко­ро­лей. В кон. 9 – сер. 10 вв. не­од­но­крат­но ра­зо­ря­лась венг­ра­ми. В 1004 центр вос­ста­ния (по­дав­ле­но Ген­ри­хом II). В 10–12 вв. пе­ре­жи­ва­ла пе­ри­од эко­но­мич. подъ­ё­ма, свя­зан­но­го с раз­ви­ти­ем ре­мес­ла (ко­же­вен­ное про­из-во, про­из-во ору­жия, че­кан­ка мо­не­ты и др.), с. х-ва и тор­гов­ли. Опа­са­ясь уси­ле­ния Ми­ла­на, в борь­бе гвель­фов и ги­бел­ли­нов под­дер­жи­ва­ла им­пе­ра­то­ра, од­на­ко ок. 1170 при­со­еди­ни­лась к Лом­бард­ской ли­ге, но её вой­ско не уча­ст­во­ва­ло в бит­ве при Лень­я­но. По­сле по­ра­же­ния имп. Фрид­рих I Бар­ба­рос­са бе­жал в П. В кон. 12 в. по­лу­чи­ла ста­тус са­мо­управ­ляю­щей­ся ком­му­ны. С 1359 под­чи­не­на Ми­ла­ну. Ос­но­ва­ние ун-та (1361) ук­ре­пи­ло по­зи­ции П. как од­но­го из круп­ней­ших цен­тров изу­че­ния пра­ва. В хо­де Италь­ян­ских войн 1494–1559 при П. франц. ар­мия (ок. 26,5 тыс. чел., 53 ору­дия) во гла­ве с Фран­ци­ском I 24.2.1525 по­тер­пе­ла со­кру­шит. по­ра­же­ние от имп. вой­ска (23 тыс. чел., 17 ору­дий). По­сле пре­се­че­ния ди­на­стии Сфор­ца вме­сте с Ми­лан­ским гер­цог­ст­вом вклю­че­на в со­став вла­де­ний исп. Габс­бур­гов. В 1706 в хо­де вой­ны за Ис­пан­ское на­след­ст­во за­хва­че­на австр. ар­ми­ей под ко­манд. Ев­ге­ния Са­вой­ско­го и ото­шла к австр. Габс­бур­гам. Во вре­мя войн за Поль­ское на­след­ст­во и Ав­ст­рий­ское на­след­ст­во франц. ар­мия два­ж­ды за­ни­ма­ла П. (в 1733 и 1745). В мае 1796 ок­ку­пи­ро­ва­на фран­цу­за­ми, вхо­ди­ла в со­став Ци­заль­пин­ской рес­пуб­ли­ки, с 1802 – Италь­ян­ской рес­пуб­ли­ки 1802–1805, с 1805 – Итал. ко­ро­лев­ст­ва. По ре­ше­нию Вен­ско­го кон­грес­са 1814–15 ото­шла к Лом­бар­до-Ве­не­ци­ан­ско­му ко­ро­лев­ст­ву в со­ста­ве Австр. им­пе­рии. В ре­зуль­та­те ав­ст­ро-ита­ло-фран­цуз­ской вой­ны 1859 вме­сте с Лом­бар­ди­ей во­шла в Сар­дин­ское ко­ро­лев­ст­во. С 1861 в со­ста­ве еди­но­го Итал. ко­ро­лев­ст­ва.

Павия. Церковь Сан-Микеле-Маджоре. Кон. 11 в. – 1155.

Мно­го­числ. ср.-век. баш­ни фор­ми­ру­ют об­лик ис­то­рич. цен­тра П. (в т. ч. баш­ня Тор­ре-Чи­ви­ка, 1330, пе­ре­строе­на в 1583 арх. П. Ти­баль­ди, об­ру­ши­лась в 1989). Один из гл. па­мят­ни­ков ро­ман­ско­го сти­ля в Лом­бар­дии – ц. Сан-Ми­ке­ле-Мад­жо­ре (в фор­мах, близ­ких ц. Сант-Ам­брод­жо в Ми­ла­не, кон. 11 в. – 1155, сво­ды и верх­няя часть стен пе­ре­строе­ны во 2-й пол. 15 в.; од­на из наи­бо­лее об­шир­ных в Ита­лии про­грамм ро­ман­ско­го скульп­тур­но­го де­ко­ра, вклю­ча­ет в се­бя, на­ря­ду с ре­лиг. сце­на­ми, ани­ма­ли­стич. мо­ти­вы, за­им­ст­во­ван­ные на Ближ­нем Вос­то­ке, ок. 1125–30). Под влия­ни­ем её ар­хи­тек­ту­ры сло­жил­ся об­лик др. ро­ман­ских церк­вей П.: Сан-Пьет­ро-ин-Чьел-д’Оро [ос­но­ва­на в 6 в., мо­ги­лы Ав­гу­сти­на Бла­жен­но­го (го­тич. Ар­ка-ди-Сант-Аго­сти­но, 1362), Бо­эция, ко­ро­ля лан­го­бар­дов Ли­ут­пран­да, ны­неш­нее зда­ние ос­вя­ще­но в 1132], Сан-Тео­до­ро (1117, в ин­терь­е­ре – две фре­ски, изо­бра­жаю­щие па­но­ра­му го­ро­да с вы­со­ты птичь­е­го по­лё­та, 1525, худ. Б. Лан­ца­ни, рес­тав­ра­ция 1887–1910). В фор­мах го­ти­ки: церк­ви Сан-Фран­че­ско-д’Ассизи (1238–98), Сан­та-Ма­рия-дель-Кар­ми­не (1374, 1432–61, центр. часть фа­са­да – 1854, арх. Дж. Мар­ке­зи, ко­ло­коль­ня – ок. 1450), за­мок Вис­кон­ти (Кас­тел­ло-Вис­кон­тео, 1360–65, ны­не Гор. му­зеи). Со­бор Сан­то-Сте­фа­но (строи­тель­ст­во на­ча­то в 1488 под рук. арх. К. Рок­ки, за­тем Дж. А. Ама­део и Дж. Дж. Доль­че­буо­но, фа­сад и ку­пол за­вер­ше­ны в 1898) в ре­нес­санс­ных фор­мах, ха­рак­тер­ных для Лом­бар­дии. С 1488–97 в про­ек­ти­ро­ва­нии уча­ст­во­вал Д. Бра­ман­те, раз­ра­бо­тав­ший (воз­мож­но, под влия­ни­ем идей цен­траль­но-ку­поль­ных по­стро­ек Ле­о­нар­до да Вин­чи) план в фор­ме греч. кре­ста со сре­до­кре­сти­ем, пе­ре­кры­тым боль­шим ок­та­го­ном. В со­от­вет­ст­вии с идея­ми Бра­ман­те бы­ли воз­ве­де­ны крип­та, сак­ри­стии и ниж­няя часть стен. С име­нем Бра­ман­те свя­зы­ва­ют и про­ект ц. Сан­та-Ма­рия-ди-Ка­не­па­но­ва (1500–07, реа­ли­зо­ван арх. Дж. А. Ама­део).

Павийская Чертоза. 1396.Архитекторы Г. Солари,Дж. А. Амадео.

На рас­стоя­нии 8 км от го­ро­да – Па­вий­ская Чер­то­за (ны­не Му­зей Па­вий­ской Чер­то­зы, строи­тель­ст­во на­ча­то в 1396, ар­хи­тек­то­ры Г. Со­ла­ри, Дж. А. Ама­део, скульп­то­ры Дж. А. Аме­део, А. и К. Ман­те­гац­ца, А. и Ф. Со­ла­ри и др.) в ха­рак­тер­ном для Лом­бар­дии 15 в. ран­не­ре­нес­санс­ном сти­ле, объ­е­ди­няю­щем го­тич. эле­мен­ты и ре­нес­санс­ный прин­цип про­стран­ст­вен­ной ор­га­ни­за­ции. Цер­ковь слу­жи­ла усы­паль­ни­цей ми­лан­ских гер­цо­гов (над­гро­бия, фре­ски, ин­тар­сии, ал­тар­ные об­ра­зы), мо­на­стыр­ские зда­ния сгруп­пи­ро­ва­ны во­круг боль­ших дво­ров.

Ун-т П. ос­но­ван в 1361, при нём дей­ст­ву­ют му­зеи: ес­теств. ис­то­рии (1771), ми­не­ра­ло­гии, ис­то­рии ун-та и др.; бо­та­нич. сад (1773); б-ка (1763). Гор. му­зеи (ос­но­ваны в 1838; ар­хео­ло­гич., Му­зей Сред­не­ве­ко­вья и Воз­ро­ж­де­ния, Му­зей Ри­сорд­жи­мен­то, Пи­на­ко­те­ка Ма­лас­пи­на и др.). Те­атр Фра­ски­ни (ос­но­ван в 1773), те­ат­раль­ная ком­па­ния Сма­ра­маль­ди.

Ос­но­ва гор. эко­но­ми­ки – сфе­ра ус­луг (ту­ри­стич. биз­нес, тор­гов­ля и др.). Центр с.-х. рай­она (вы­ра­щи­ва­ют зер­но­вые, в т. ч. рис, ово­щи, ви­но­град; раз­ви­то мо­лоч­ное ско­то­вод­ст­во).

Лит.: Soriga R. Pavia e la Certosa. Bergamo, 1926; Pavia: architetture dell’etа̀ sforzesca / A cura di A. Peronì i. a. Torino, 1978; Storia di Pa­via. Pavia, 1984–2000. Vol. 1–5; Sacco В. Sto­ria di Pavia. Como, 1993; Galandra M. Storia di Pavia: dalle origini all’unitа̀ d’Italia. Pavia, 2000.

Вернуться к началу