МОДЖЕ́ВСКИЙ ФРЫЧ-МОДЖЕВСКИЙ АНДЖЕЙ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОДЖЕ́ВСКИЙ, Фрыч-Моджевский (Frycz Modrzewski) Анджей (ок. 1503, Вольбуж – 1572, там же), польск. мыслитель и писатель эпохи Возрождения, гуманист, теолог. Из семьи небогатого шляхтича, наследств. войта гмины Вольбуж, имевшего прозвище Фрыч. В 1519 окончил Краковскую академию (бакалавр). Ок. 1522 посвящён в низший духовный сан. С 1523 служил в канцелярии архиеп. Гнезненского примаса Я. Лаского, в 1525–29 нотариус у еп. Познанского Я. Лятальского, с 1531 служил у племянника архиепископа, известного гуманиста Я. Лаского. Во время учёбы в Виттенбергском ун-те сблизился со сторонниками М. Лютера. В 1541 вернулся в Польшу, в 1547–53 секретарь польск. короля Сигизмунда II Августа, по его поручению участвовал в ряде дипломатич. миссий. С 1553 войт гмины Вольбуж. Был близок к кальвинистам, затем к антитринитариям, отвергавшим догмат Троицы. В 1560, несмотря на духовный сан, женился, в браке имел троих детей. От преследования со стороны Римско-католич. церкви его спасло то, что в 1556 по решению короля и польск. Сейма он был выведен из-под церковной юрисдикции. Гл. труд М. «Размышления об исправлении Республики в пяти книгах»(«Kommentariorum de Republika emendanda libri quinque») был частично (книги «Об обычаях», «О правах», «О войне») опубликован в 1551 в Кракове на латыни, полностью (с книгами «О церкви» и «О школе») в 1554 в Базеле. Первый неполный польск. перевод вышел в 1577, трактат издавался также на нем., франц. и исп. языках. Католич. церковь включила его в «Индекс запрещённых книг». В своём труде М. проанализировал социально-политич. устройство Польши и представил программу его реформирования; выступил за демократич. строй в государстве (равенство всех сословий перед законом), за централизованную, но не абсолютную монархию, настаивал на реформе отношений в Римско-католич. церкви и равноправном объединении всех христианских церквей, а также на придании светского характера образованию и на повышении его уровня. Творчество М. повлияло на развитие концепций экзекуционистского и экуменистического движений и появление идеи о польск. нац. церкви.