МАСПЕРО́ АНРИ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАСПЕРО́ (Maspero) Анри (15.12.1883, Париж – 17.3.1945, Бухенвальд), франц. китаист, вьетнамист и специалист по языкам Индокитая, один из основоположников совр. синологии, член франц. Академии надписей и изящной словесности (1935, с 1944 президент). Сын Г. Масперо. В 1902 окончил бакалавриат Высшей нормальной школы. В 1905 вышла его первая монография, посвящённая эллинистич. Египту. С 1907 бакалавр права. В то же время начал изучать кит. язык под рук. синологов Э. Шаванна и С. Леви в Нац. ин-те восточных языков и цивилизаций. С 1908 работал в Ханое во Франц. школе Дальнего Востока. В 1919 стал преемником Э. Шаванна на кафедре кит. языка в Коллеж де Франс (с 1920 проф.). Одновременно возглавлял кафедру кит. цивилизации в Сорбонне и отделение кит. религий в Практич. школе высших исследований, занимаясь разработкой социально-экономич. и религ. истории Древнего Китая. В июле 1944 арестован по подозрению в причастности к Движению Сопротивления. Погиб в Бухенвальде.
Благодаря М. и его коллегам (П. М. Гране, П. Пеллио) в 1920-е гг. стала складываться синология как отд. отрасль гуманитарной науки. Широкий круг его работ связан с историей государства и общества, языка, обществ. мысли, права, науки (астрономич. представления), религ. верований, а также с источниковедением и текстологией.
Осн. историч. труд М. – «Древний Китай» («La Chine antique», 1927), в котором была предпринята одна из первых попыток комплексно изложить др.-кит. историю с периода Зап. Чжоу (1027–771 до н. э.) до возникновения империи Цинь (221 до н. э.). Автор опирается на тщательный анализ источников, свои исследования и наиболее авторитетные работы современников. Он является автором ряда лингвистич. работ, в т. ч. по фонетич. реконструкции ср.-век. кит. языка. М. особое внимание уделял исследованию даосизма как личностной религии, отличной от общинных форм верований. Он впервые попытался изучить эзотерич. сторону даосизма. М. исследовал разнообразные даосские практики, описал пантеон даосских божеств и структуру даосской общины. После смерти осталось множество незавершённых материалов, в т. ч. и на темы религий Китая и Индокитая. Многие из них вошли в собрание сочинений в трёх томах.