Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАРХАЭНИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 243

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МАРХАЭНИ́ЗМ (от ин­до­нез. «мар­ха­эн», букв. – про­стой че­ло­век), по­ли­тич. тео­рия, став­шая идео­ло­ги­ей ин­до­нез. на­цио­на­лиз­ма. Раз­ра­бо­та­на Су­кар­но в 1933 в бро­шю­ре «За сво­бод­ную Ин­до­не­зию». Сло­жи­лась в ус­ло­ви­ях рос­та нац.-ос­во­бо­дит. дви­же­ния и борь­бы за не­за­ви­си­мость Ин­до­не­зии от ни­дерл. гос­под­ства. По­лу­чи­ла даль­ней­шее раз­ви­тие в пе­ри­од япон. ок­ку­па­ции Ин­до­не­зии в 1942–45. М. пред­став­лял со­бой на­род­нич. вос­при­ятие со­циа­лиз­ма. По­ня­тие «мар­ха­эн», с точ­ки зре­ния Су­кар­но, вклю­ча­ло в се­бя не толь­ко про­ле­та­ри­ат и кре­сть­ян­скую бед­но­ту, но и др. ма­ло­иму­щие слои го­ро­да и де­рев­ни, а так­же всех уг­не­тае­мых ко­ло­ни­за­то­ра­ми. Кон­цеп­ция М. ус­лов­но мо­жет быть раз­де­ле­на на два бло­ка идей. Пер­вый вклю­ча­ет в се­бя не­при­мири­мый ан­ти­им­пе­риа­лизм и борь­бу за нац. не­за­ви­си­мость как ос­но­ву по­ли­ти­ки бу­ду­ще­го ин­до­нез. го­су­дар­ст­ва. Вто­рой блок со­став­ля­ют прин­ци­пы борь­бы про­тив пе­ре­жит­ков фео­да­лиз­ма и ан­ти­ка­пи­та­лизм, ко­то­рые из-за тра­диц. пат­ри­ар­халь­но­сти ин­до­нез. об­ще­ст­ва бы­ли фак­ти­че­ски не­от­де­ли­мы от идеи ос­во­бо­ж­де­ния от нац. уг­не­те­ния. До­пол­нен­ная прин­ци­па­ми «Пан­ча си­ла» тео­рия М. на­шла своё во­пло­ще­ние в кон­сти­ту­ции Ин­до­не­зии 1945 и про­грам­ме На­цио­наль­ной пар­тии Ин­до­не­зии 1952.

Лит.: Бе­лень­кий А. Б. Идео­ло­гия на­цио­наль­но-ос­во­бо­ди­тель­но­го дви­же­ния в Ин­до­не­зии, 1917–1942 гг. М., 1978; Ка­пи­ца М. С., Ма­ле­тин Н. П. Су­кар­но: по­ли­ти­че­ская био­гра­фия. М., 1980; Идео­ло­гия на­цио­наль­но-ос­во­бо­ди­тель­но­го дви­же­ния в стра­нах за­ру­беж­но­го Вос­то­ка, 1917–1947. М., 1984; Цы­га­нов В. А. Ис­то­рия Ин­до­не­зии. М., 1993. Ч. 2.

Вернуться к началу