Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛОКА́РНСКИЕ ДОГОВО́РЫ 1925

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 759-760

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЛОКА́РНСКИЕ ДОГОВО́РЫ 1925, ряд со­гла­ше­ний о соз­да­нии ев­роп. сис­те­мы без­о­пас­но­сти, га­ран­тии зап. гра­ниц Гер­ма­нии и ме­ж­ду­нар. ар­бит­ра­же. Па­ра­фи­ро­ва­ны 16.10.1925 на ме­ж­ду­нар. кон­фе­рен­ции, со­сто­яв­шей­ся в г. Ло­кар­но (Швей­ца­рия) 5–16 окт.; под­пи­са­ны в Лон­до­не 1.12.1925. По­во­дом для со­зы­ва кон­фе­рен­ции, в ко­то­рой уча­ст­во­ва­ли пред­ста­ви­те­ли Бель­гии, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Гер­ма­нии, Ита­лии, Поль­ши, Фран­ции, Че­хо­сло­ва­кии, ста­ло пред­ло­же­ние о зап.-ев­роп. га­ран­тий­ном пак­те, сде­лан­ное Ве­ли­ко­бри­та­нии мин. ин. дел Гер­ма­нии Г. Штре­зе­ма­ном 20.1.1925. Герм. по­сол в Па­ри­же пе­ре­дал офиц. про­ект га­ран­тий­но­го пак­та франц. пра­ви­тель­ст­ву 9.2.1925. План пре­ду­смат­ри­вал со­хра­не­ние тер­ри­то­ри­аль­но­го ста­тус-кво (вклю­чая Рейн­скую де­ми­ли­та­ри­зо­ван­ную зо­ну) и под­твер­ждал ста­тьи 42 и 43 Вер­саль­ско­го мир­но­го до­го­во­ра 1919 о не­при­кос­но­вен­но­сти герм.-франц. и герм.-бельг. гра­ниц. Гер­ма­ния, Фран­ция и Бель­гия бра­ли на се­бя обя­за­тель­ст­во не на­па­дать друг на дру­га и раз­ре­шать воз­ни­каю­щие спо­ры пу­тём ме­ж­ду­нар. ар­бит­ра­жа или су­деб­но­го ре­ше­ния. При этом Гер­ма­ния го­то­ва бы­ла за­клю­чить ар­бит­раж­ные до­го­во­ры с Поль­шей и Че­хо­сло­ва­ки­ей, ко­то­рые, од­на­ко, не пре­ду­смат­ри­ва­ли га­ран­тии их гра­ниц с Гер­ма­ни­ей. Пер­во­на­чаль­но Фран­ция по­тре­бо­ва­ла, что­бы до­го­во­ры, ка­саю­щие­ся зап. и вост. гра­ниц Гер­ма­нии, со­став­ля­ли еди­ное це­лое, од­на­ко, по­лу­чив от Гер­ма­нии от­каз, под­дер­жан­ный Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей, сня­ла свои ус­ло­вия. Един­ст­вен­ным не­пре­мен­ным тре­бо­ва­ни­ем зап. дер­жав при за­клю­че­нии Л. д. бы­ло всту­п­ле­ние Гер­ма­нии в Ли­гу На­ций.

Л. д. со­стоя­ли из сле­дую­щих до­ку­мен­тов: Об­щий га­ран­тий­ный до­го­вор ме­ж­ду Гер­ма­ни­ей, Фран­ци­ей, Бель­ги­ей, Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей и Ита­ли­ей (Рейн­ский га­ран­тий­ный пакт), фран­ко-герм., гер­ма­но-бельг., гер­ма­но-польск. и гер­ма­но-че­хосл. до­го­во­ры об ар­бит­ра­же, а так­же фран­ко-польск. и фран­ко-че­хосл. га­ран­тий­ные до­го­во­ры. Рейн­ский га­ран­тий­ный пакт по­вто­рял по­ло­же­ния про­ек­та Г. Штре­зе­ма­на (со­хра­не­ние тер­ри­то­ри­аль­но­го ста­тус-кво на зап. гра­ни­цах Гер­ма­нии, со­блю­де­ние ста­тей Вер­саль­ско­го до­го­во­ра 1919 о Рейн­ской де­ми­ли­та­ри­зо­ван­ной зо­не, вза­им­ные обя­за­тель­ст­ва не на­па­дать друг на дру­га и ре­шать все во­про­сы пу­тём ар­бит­ра­жа или су­деб­но­го ре­ше­ния). В ка­че­ст­ве га­ран­тов не­на­па­де­ния Гер­ма­нии, Бель­гии и Фран­ции друг на дру­га вы­сту­пи­ли Ве­ли­ко­бри­та­ния и Ита­лия. В слу­чае на­ру­ше­ния ста­тус-кво га­ран­ты долж­ны бы­ли ока­зать под­держ­ку по­стра­дав­шей сто­ро­не. До­го­вор рас­смат­ри­вал лю­бое из­ме­не­ние по­ло­же­ний о Рейн­ской де­ми­ли­та­ри­зо­ван­ной зо­не как акт аг­рес­сии, при этом ос­тав­лял уре­гу­ли­ро­ва­ние воз­ник­ше­го в этом слу­ча­ет кон­флик­та в ве­де­нии Ли­ги На­ций. Пакт всту­пил в си­лу по­сле вхо­ж­де­ния Гер­ма­нии в Ли­гу На­ций и её Со­вет (сент. 1926).

Га­ран­тий­ные до­го­во­ры Фран­ции с Поль­шей и Че­хо­сло­ва­ки­ей пре­ду­смат­ри­ва­ли по­мощь им со сто­ро­ны Фран­ции толь­ко по­сле одоб­ре­ния Ли­гой На­ций, где при­ня­тие ре­ше­ний во мно­гом за­ви­се­ло от Ве­ли­ко­бри­та­нии, не свя­зан­ной с эти­ми стра­на­ми ни­ка­ки­ми обя­за­тель­ст­ва­ми. Это по­ло­же­ние ос­лаб­ля­ло по­зи­ции Фран­ции в Ев­ро­пе и да­ва­ло воз­мож­ность Ве­ли­ко­бри­та­нии иг­рать роль ар­бит­ра в ев­роп. по­ли­ти­ке. США фор­маль­но не уча­ст­во­ва­ли в вы­ра­бот­ке Л. д., но фак­ти­че­ски ока­зы­ва­ли им под­держ­ку, т. к. тес­но увя­зы­ва­ли Л. д. с Дау­эса пла­ном.

Од­ной из за­дач Л. д. бы­ло во­вле­че­ние Гер­ма­нии в ан­ти­со­вет­скую по­ли­ти­ку зап. дер­жав. Од­на­ко её пред­ста­ви­те­ли, па­ра­фи­ро­вав Л. д., не взя­ли на се­бя обя­за­тельств от­но­си­тель­но сво­его пря­мо­го уча­стия в ан­ти­со­вет­ских ак­ци­ях. Гер­ма­ния стре­ми­лась обес­пе­чить се­бе воз­мож­но­сти для про­ве­де­ния не­за­ви­си­мой внеш­ней по­ли­ти­ки и в свя­зи с этим не по­ры­вать от­но­ше­ния с СССР, скла­ды­вав­шие­ся на ос­но­ве Ра­палль­ско­го до­го­во­ра 1922. В раз­ви­тие это­го кур­са в 1926 за­клю­чён сов.-герм. до­го­вор о друж­бе и ней­тра­ли­те­те.

Л. д. дей­ст­во­ва­ли до их рас­тор­же­ния Гер­ма­ни­ей в од­но­сто­рон­нем по­ряд­ке и вво­да ею войск в Рейн­скую де­ми­ли­та­ри­зо­ван­ную зо­ну в мар­те 1936. Ли­га На­ций ог­ра­ни­чи­лась фор­маль­ны­ми дек­ла­ра­ция­ми, не при­ме­нив к аг­рес­со­ру ни­ка­ких санк­ций.

Ис­точн.: Ло­карн­ская кон­фе­рен­ция 1925 г. До­ку­мен­ты. М., 1959; Locarno: Eine Dokumen­ten­sammlung. B., 1962.

Лит.: Ту­рок В. М. Ло­кар­но. М.; Л., 1949; Ка­рой Л. Ве­ли­ко­бри­та­ния и Ло­кар­но. М., 1961; Soutou G. -H. L’Alliance franco-polonaise (1925–1933) ou comment s’en débarrasser? // Revue d’histoire diplomatique. 1981. № 95; Kee­ton E. D. Briand’s Locarno policy: French economics, politics and diplomacy, 1925–1929. N. Y.; L., 1987; Mayer K. J. Die Weimarer Re­publik und das Problem der Sicherheit in den deutsch-französischen Beziehungen, 1918–1925. Fr./M.; N. Y., 1990.

Вернуться к началу