МАНА́ПЫ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАНА́ПЫ (кирг.), сев.-кирг. феод.-родовая аристократия в кон. 18 – нач. 20 вв. Происхождение термина «М.» обычно связывают с родом манап сев.-кирг. племени сары-багыш. Верхушка этого рода к кон. 18 в. заняла привилегиров. положение внутри племени, а затем подчинила своему влиянию ряд др. племён. В 1-й пол. 19 в. термин «М.» в Сев. Киргизии стал нарицательным и фактически вытеснил термин «бий» как наименование феод. владетеля (у юж. киргизов термин «бий» сохранялся). Власть М., как правило, передавалась по наследству. Со временем появилась градация среди М.: ага-М. (чон-М.) – наиболее крупные феодалы, которым подчинялись мелкие М. племени; жанжырлуу-М. – наследств. М.; орто-М. – средние М.; чала-М. – мелкие, зависимые М.; чолок-М. – самые мелкие М.; букара-М. – родственники М., имевшие более высокий статус, чем остальные члены племени. Наиболее крупные М. контролировали обширные территории с разноплеменным населением. В 1-й пол. 19 в. Уметалы и Чаргын, сыновья ага-М. Ормона племени сары-багыш, владели соответственно 1,5 тыс. и 1 тыс. юрт, ага-М. племени бугу Бооромбай – 1 тыс. юрт. Во власти М. находились как рядовые члены племён, так и букара. М. имели право суда над ними и предводительствовали в воен. походах. Власть М. над рабами (барымты) – представителями др. племён и народов, захваченными в результате набегов, была неограниченной. С присоединением Киргизии к России институт манапства был интегрирован в систему управления, созданную рос. властями. После Октябрьской революции 1917 М. активно участвовали в контрреволюц. мятежах, затем в басмаческом движении (см. Басмачество). Манапство ликвидировано в кон. 1920-х гг. В историч. лит-ре термин «М.» используется нередко для обозначения предводителей родо-племенных объединений киргизов начиная с сер. 14 в.