Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИОА́НН МАЛА́ЛА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 522

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. В. Кузенков

ИОА́НН МАЛА́ЛА (’Ιωᾴννης Μαλᾴλας) (ок. 490, Си­рия – ок. 578, Кон­стан­ти­но­поль), ви­зант. ис­то­рик. Про­ис­хо­дил из си­роя­зыч­ной сре­ды (сир. «ма­ла­ла» – крас­но­ре­чи­вый, ри­тор). По­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в Ан­ти­охии, здесь же, ве­ро­ят­но, слу­жил чи­нов­ни­ком. Не­за­дол­го до или сра­зу по­сле раз­ру­ше­ния Ан­ти­охии пер­са­ми (540) пе­ре­ехал в Кон­стан­ти­но­поль. В со­став­лен­ной И. М. «Хро­но­гра­фии» пер­вые 17 книг со­дер­жат ис­то­рию от Со­тво­ре­ния ми­ра до 530-х гг., при этом осо­бое вни­ма­ние уде­ле­но Ан­ти­охии, про­сле­жи­ва­ют­ся мо­но­фи­зит­ские сим­па­тии. По­след­няя, 18-я кни­га, ох­ва­ты­ваю­щая прав­ле­ние имп. Юс­ти­ниа­на I (527–565), ед­ва упо­ми­на­ет о ка­та­ст­ро­фе Ан­ти­охии, от­ли­ча­ет­ся стро­го пра­во­слав­ной по­зи­ци­ей и бо­гат­ст­вом све­де­ний из жиз­ни Кон­стан­ти­но­по­ля, из­ло­жен­ных в хро­но­ло­гич. по­сле­до­ва­тель­но­сти. В свя­зи с этим вы­дви­ну­то мне­ние о при­над­леж­ности 18-й кни­ги др. ав­то­ру. Со­чи­не­ние И. М. со­хра­ни­лось на греч. яз. в един­ст­вен­ной ру­ко­пи­си (Bodleianus Baroccia­nus, т. 182, без 1-й и кон­ца 18-й кн.), в не­сколь­ких от­рыв­ках и ци­та­тах у др. пи­са­те­лей (Еваг­рий Схо­ла­стик, Ио­анн Эфес­ский, «Пас­халь­ная хро­ни­ка», Фео­фан Ис­по­вед­ник, Ге­ор­гий Кед­рин и др.). Эти ци­та­ты, а так­же со­хра­нив­ший­ся в раз­роз­нен­ном ви­де древ­ний слав. пе­ре­вод (вы­пол­нен­ный в Бол­га­рии в нач. 10 в.) пред­став­ля­ют бо­лее пол­ный ва­ри­ант тек­ста, чем греч. ру­ко­пись. Ис­точ­ни­ки хро­ни­ки вы­яв­ле­ны сла­бо, сре­ди них за­мет­ное ме­сто за­ни­ма­ют апок­ри­фич. тек­сты, ут­ра­чен­ные все­мир­ные и го­род­ские хро­ни­ки, уст­ные пре­да­ния. Ав­тор ис­пы­ты­ва­ет ин­те­рес к чу­де­сам, при­род­ным яв­ле­ни­ям, слу­хам, ле­ген­дар­ным све­де­ни­ям из др.-рим. ис­то­рии. Хро­ни­ка И. М. да­ёт важ­ную ин­фор­ма­цию о цир­ко­вых пар­ти­ях, вос­ста­нии «Ни­ка» (532) и за­го­во­ре про­тив Юс­ти­ниа­на I (562). Ги­по­те­за нем. учё­но­го Й. Хау­ри, ото­жде­ст­вив­ше­го И. М. с пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским Ио­ан­ном III Схо­ла­сти­ком (565–577), не на­шла под­держ­ки у ис­сле­до­ва­те­лей.

Изд.: The Chronicle of John Malalas / Transl. E. Jeffreys, M. Jeffreys, R. Scott e. a. Melbourne, 1986; Ис­т­рин В. М. Хро­ни­ка Ио­ан­на Ма­ла­лы в сла­вян­ском пе­ре­во­де. М., 1994; Ио­анн Ма­ла­ла. Хро­но­гра­фия. Кн. XVIII // Про­ко­пий Ке­са­рий­ский. Вой­на с пер­са­ми; Вой­на с ван­да­ла­ми; Тай­ная ис­то­рия / Пер. А. А. Че­ка­ло­вой. СПб., 1998; Ioannis Malalae Chronographia / Ed. J. Thurn. B., 2000.

Лит.: Шес­та­ков С. П. О зна­че­нии сла­вян­ско­го пе­ре­во­да Хро­ни­ки Ма­ла­лы для вос­ста­нов­ле­ния и ис­прав­ле­ния ее гре­че­ско­го тек­ста // Ви­зан­тий­ский вре­мен­ник. 1894. Т. 1; Hau­ry J. Johannes Malalas identisch mit dem Pat­riar­chen Johannes Scholastikos? // By­zan­tini­sche Zeitschrift. 1900. Bd 9. S. 337–356; Wolf K. Studien zur Sprache des Malalas. Münch., 1911–1912. Tl 1–2; Удаль­цо­ва З. В. Ми­ро­воз­зре­ние ви­зан­тий­ско­го хро­ни­ста Ио­ан­на Ма­ла­лы // Ви­зан­тий­ский вре­мен­ник. 1971. Т. 32; Лю­бар­ский Я. Н. Хро­но­гра­фия Ио­ан­на Ма­ла­лы // Festschrift für F. von Lilienfeld. Er­langen, 1982; Studies in John Malalas. Syd­ney, 1990; Са­мут­ки­на Л. А. Кон­цеп­ция ис­то­рии в «Хро­но­гра­фии» Ио­ан­на Ма­ла­лы. Ива­но­во, 2001; Recherches sur la Chronique de Jean Malalas. P., 2004–2006. Vol. 1–2.

Вернуться к началу