ЕВСТА́ФИЙ СОЛУ́НСКИЙ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЕВСТА́ФИЙ СОЛУ́НСКИЙ, Евстафий Фессалоникийский (Εὐστᾴθιος ὁ Θεσσαλονίϰης) (ок. 1115, Константинополь? – 1195/96, Фессалоники), визант. учёный, писатель, церковный деятель. Получил образование в Константинополе. Служил учителем, диаконом Великой церкви, писцом в патриаршей канцелярии, затем судейским писцом. Прославившись как один из образованнейших людей своего времени и знаток классич. языка, ок. 1168 получил почётную должность магистра риторов. Ок. 1178 возведён в епископский сан, по указанию имп. Мануила I Комнина (1143–1180) поставлен на архиепископскую кафедру г. Фессалоники (Солунь), второго по значению города Визант. империи. В своих речах и офиц. панегириках Е. С. в целом восхвалял политику Мануила, но критиковал некоторые его шаги (в частности, попытку пойти на сближение с исламом, упразднив церковную анафему «богу Мухаммада»).
Е. С. написал обширные учёные комментарии к сочинениям др.-греч. поэтов и писателей (Гомера, Пиндара, Аристофана, Дионисия Периегета), а также к творениям Иоанна Дамаскина. При составлении филологич. трудов Е. С. не только использовал древние толкования (ныне утраченные), но и предлагал исправления и конъектуры. В речах и памфлетах он проявил себя как оригинальный мыслитель и талантливый писатель. Наиболее известные его сочинения – описание осады и разграбления норманнами в 1185 города, где он был архиепископом («На взятие Фессалоники»), и памфлет, обличающий пороки обмирщённого монашества («Об исправлении иноческой жизни»). Объектом его острой иронии становились как продажные и бездарные чиновники, так и безграмотные и суетные монахи. Предметом восхвалений Е. С. служит личный труд (особенно земледелие), он осуждает рабство как противоестеств. явление. Писатель стремится утвердить идеал христианина, живущего в миру («Житие Филофея Опсикийского»), и одобряет передачу крупных монастырей под опеку светских лиц, считая заботу о хозяйстве помехой для монашеской жизни. Для лит. творчества Е. С. характерны богатство языка, живость и конкретность повествования, внимание к человеческой индивидуальности.