«ВОСТО́ЧНАЯ ДЕСПОТИ́Я»
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ВОСТО́ЧНАЯ ДЕСПОТИ́Я», термин, встречающийся в науч. лит-ре; употребляется для характеристики общественного строя и государственного устройства в странах Востока. Впервые понятие «В. д.» появляется в трудах франц. энциклопедистов, опиравшихся на скудные, а подчас и фантастич. сведения, почерпнутые у античных авторов и зап.-европ. путешественников. Из трудов классиков марксизма-ленинизма, воспринявших это понятие у философов 18 в., оно перешло в сов. историч. науку, где употреблялось весьма широко. Однако строгого определения понятия «В. д.» нет. В самом общем виде оно обозначало ничем и ни в чём не ограниченную единоличную власть; вопрос же о том, существовала ли где-нибудь и когда-нибудь такая власть, не обсуждался.
На Западе этот термин тоже имел довольно широкое хождение, особенно после выхода в свет работы нем. учёного К. А. Виттфогеля (1896–1988), который выдвинул т. н. ирригационную гипотезу, согласно которой государство на Древнем Востоке возникло из-за необходимости строить крупномасштабные оросительные системы и централизованно контролировать распределение воды, что, по мнению учёного, было возможно лишь при наличии деспотич. власти. Теория Виттфогеля быстро вошла в моду, но не выдержала соприкосновения с фактами и была подвергнута критике.
В целом концепция «В. д.» не соответствует совр. представлениям об историч. процессе: 1) не все культуры Древнего Востока были ирригационными (напр. Ассирия, Эбла, ранний Китай). В остальных культурах ирригационные сети, как показывают материалы археологич. раскопок и аэрофотосъёмок, были в осн. созданы в догосударственный и раннегосударственный периоды, периоды городов-государств и небольших территориальных государств (которые договаривались между собой о совместном строительстве магистральных каналов и распределении воды из них). В целом проблема возникновения государства как такового и большого централизов. территориального государства, а затем и империи является значительно более сложной и связана с большим количеством факторов (психологических, экономических, идеологических, технических и т. п.). 2) На Древнем Востоке обязанностям царя уделялось гораздо больше внимания, чем его прерогативам (что не было известно античным авторам). Царя в значит. степени рассматривали как вождя, обязанного заботиться обо всех, как заботливого пастыря. Царь получал свою харизму, как бы она ни называлась в той или иной культуре, от богов и мог лишиться её. Указы древних царей и их надписи обязательно содержат длинные перечни их заслуг и положительных качеств: цари постоянно «оправдываются», что составляет разительный контраст с простой и полной спокойного достоинства республиканской формулой «Сенат и римский народ постановляют…» в Древнем Риме. Вопреки широко распространённой точке зрения, обожествление царей в древности являлось скорее исключением, чем правилом. В Древнем Египте оно, по всей вероятности, объясняется важной и уникальной особенностью егип. истории – очень ранним появлением здесь мощного централизов. государства, охватывающего всю долину Нила, фактически – скачком в централизов. государство почти прямо из первобытности (из энеолита). 3) Лишь на исходе древности, с возникновением и распространением нового типа государства – империи – и с происходившими при этом идеологич. и социально-психологич. переменами появляются и утверждаются новые представления о сущности царской власти и роли монарха, стоящего над законами. В Европе они так и не достигли завершения и практич. оформления (хотя теоретически сформулированы ещё в Дигестах). Именно такие вост. монархи, как султан в Турции, шах в Иране, Великий Могол в Индии и богдыхан в Китае, и послужили европ. мыслителям примерами, на основе которых сложилось представление о «В. д.», перенесённое затем и на древность. См. также Деспотия.