Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЯЗА́НОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 151

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин

РЯЗА́НОВ Эль­дар Алек­сан­д­ро­вич (р. 18.11.1927, Са­ма­ра), рос. ки­но­ре­жис­сёр, дра­ма­тург, нар. арт. СССР (1984). В 1950 окон­чил ре­жис­сёр­ский ф-т ВГИКа (мас­тер­ская Г. М. Ко­зин­це­ва). На­чи­нал как до­ку­мен­та­лист. В иг­ро­вом ки­но де­бю­ти­ро­вал муз. ре­вю «Ве­сен­ние го­ло­са» (с С. Н. Гу­ро­вым, 1955). Из­вест­ность при­нес­ла од­на из са­мых ус­пеш­ных отеч. ко­ме­дий 1950-х гг. – «Кар­на­валь­ная ночь» (1956). Ус­пе­хом поль­зо­ва­лись ко­ме­дия по­ло­же­ний «Де­вуш­ка без ад­ре­са» (1958) и во­де­виль «Гу­сар­ская бал­ла­да» (1962). Творч. экс­пе­ри­мен­том яви­лась по­ста­нов­ка ф. «Дай­те жа­лоб­ную кни­гу» (1965), где стан­дарт­ный для тех лет са­ти­рич. сце­на­рий снят на чёр­но-бе­лой плён­ке в мак­си­маль­но реа­ли­стич. ма­не­ре, от­час­ти при­бли­жен­ной к до­ку­мен­таль­но­сти. В не­ти­пич­ном для сов. ки­но жан­ре тра­ги­ко­ме­дии ф. «Бе­ре­гись ав­то­мо­би­ля» (1966) в фор­ме иро­нич. прит­чи рас­ска­зы­вал о дра­ме идеа­ли­ста, тщет­но пы­таю­ще­го­ся вы­стро­ить свою ин­ди­виду­аль­ную уто­пию на ба­зе нрав­ст­вен­ных по­сту­ла­тов сов. сис­те­мы. Про­ща­ни­ем с на­де­ж­да­ми и ил­лю­зия­ми 1960-х гг. ста­ли тра­ги­ко­ме­дии «Зиг­заг уда­чи» (1968) и «Ста­ри­ки-раз­бой­ни­ки» (1972). Опыт в жан­ре чис­то экс­цен­три­че­ской ко­ме­дии с по­го­ня­ми и трю­ка­ми – «Не­ве­ро­ят­ные при­клю­че­ния италь­ян­цев в Рос­сии» (1974). Ли­рич. и са­ти­рич. ин­то­на­ции ор­га­нич­но со­еди­ня­ют­ся в филь­мах «Иро­ния судь­бы, или С лёг­ким па­ром!» (1975, Гос. пр. СССР) и «Слу­жеб­ный ро­ман» (1977, Гос. пр. РСФСР), а осо­бую ат­мо­сфе­ру им при­да­ёт ис­поль­зо­ва­ние му­зы­ки и пе­сен-мо­но­ло­гов, со­про­во­ж­даю­щих дей­ст­вие по прин­ци­пу внутр. кон­тра­пунк­та. Ши­ро­кий резонанс вызвали фильмы «Гараж» (1980), «Вокзал для двоих» (1983), т/ф «О бедном гусаре замолвите слово» (1980). В 1984 снял ф. «Жес­то­кий ро­манс» – экранизацию пье­сы «Бес­при­дан­ни­ца» А. Н. Ост­ров­ско­го. Са­ти­рич. тра­ги­ко­ме­дия «За­бы­тая ме­лодия для флей­ты» (1987) по­ве­ст­ву­ет о дра­ме че­ло­ве­ка, за­гу­бив­ше­го свой та­лант му­зы­кан­та ра­ди чи­нов­ничь­ей карь­е­ры, а иро­нич. прит­ча «Не­бе­са обе­то­ван­ные» (1991) – о дра­ме ин­тел­ли­ген­ции во вре­ме­на пе­ре­строй­ки. Сре­ди др. филь­мов: «Пред­ска­за­ние» (1993), «День в се­мье пре­зи­ден­та» (до­ку­мен­таль­ный те­ле­фильм, 1993), «При­вет, ду­ра­леи!» (1996), «Ста­рые кля­чи» и «Ти­хие ому­ты» (оба 2000), «Ан­дер­сен. Жизнь без люб­ви» (2006). Ав­тор и ре­жис­сёр бо­лее 200 те­ле­про­грамм. В 1979–1985 ве­ду­щий те­ле­пе­ре­да­чи «Ки­но­па­но­ра­ма». С 2002 пре­зи­дент Рос. ака­де­мии ки­не­ма­то­гра­фич. ис­кусств «Ни­ка». В 2005 ос­но­вал в Мо­ск­ве ки­но­клуб «Эль­дар». Ав­тор и со­ав­тор сце­на­риев сво­их и др. филь­мов, а так­же тек­стов пе­сен ко мно­гим из них. Сни­ма­ет­ся в эпи­зо­дах. На­гра­ж­дён ор­де­ном «За за­слу­ги пе­ред Оте­че­ст­вом» 2-й сте­пе­ни (2008).

Соч.: Гру­ст­ное ли­цо ко­ме­дии. М., 1977; Внут­рен­ний мо­но­лог. Сти­хи. М., 1988; Пред­ска­за­ние. М., 1994; Нос­таль­гия: Сти­хи и но­вел­лы. Н. Новгород, 1997; Не­под­ве­ден­ные ито­ги. 4-е изд. М., 2005; Лю­бовь – ве­сен­няя стра­на. М., 2005; Ан­дер­сен. Жизнь без люб­ви. М., 2006; Слу­жеб­ный ро­ман. М., 2007 (совм. с Э. Бра­гин­ским); Чем жи­ву и жив. М., 2007; Мчат­ся го­ды-не­по­го­ды. М., 2007; Ста­ри­ки-раз­бой­ни­ки. М., 2008; Гру­ст­ное ли­цо ко­ме­дии, или На­ко­нец под­ве­ден­ные ито­ги. М., 2010; Че­ты­ре вечера с Вла­ди­ми­ром Вы­соц­ким. М., 2012.

Лит.: Э. Ря­за­нов. М., 1974.

Вернуться к началу