Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРИГОРО́ВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 756-757

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Гордеева

ГРИГОРО́ВИЧ Юрий Ни­ко­лае­вич (р. 2.1.1927, Ле­нин­град), рос. ар­тист ба­ле­та, ба­лет­мей­стер, пе­да­гог, нар. арт. СССР (1973), Ге­рой Соц. Тру­да (1986). Муж Н. И. Бес­смерт­но­вой. В 1946 окон­чил ЛХУ (пе­да­го­ги Б. В. Шав­ров, А. А. Пи­са­рев). В 1946–61 со­лист ГАТОБ. Ис­пол­нял гро­те­ско­вые пар­тии (Ну­ра­ли – «Бах­чи­са­рай­ский фон­тан» Б. В. Асафь­е­ва, Ре­тиа­рий – «Спар­так» А. И. Ха­ча­ту­ря­на, и др.). В 1961–64 ба­лет­мей­стер ГАТОБ, в 1964–95 гл. ба­лет­мей­стер ГАБТ. С 1996 ру­ко­во­дит ба­лет­ной труп­пой крас­но­дар­ско­го Муз. те­ат­ра ТО «Пре­мье­ра». В 1948 де­бю­ти­ро­вал как ба­лет­мей­стер в дет­ской хо­рео­гра­фич. сту­дии ле­нингр. Двор­ца куль­ту­ры им. М. Горь­ко­го («Аи­стё­нок» Д. Л. Кле­ба­но­ва, «Се­ме­ро брать­ев» на муз. А. Е. Вар­ла­мо­ва). Ста­вил тан­цы в опер­ных спек­так­лях ГАТОБ («Сад­ко» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, 1953, и др.). Су­ще­ст­вен­ное влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние творч. лич­но­сти Г. ока­зал Ф. В. Ло­пу­хов. С 1957 со­труд­ни­чал с худ. С. Б. Вир­салад­зе, с ко­то­рым соз­дал свои луч­шие спек­так­ли.

Сцена из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Хореограф Ю. Н. Григорович.
Сцена из балета «Золотой век» Д. Д. Шостаковича. Хореограф Ю. Н. Григорович.

Уже в «Ка­мен­ном цвет­ке» С. С. Про­кофь­е­ва (1957) про­яви­лись осн. чер­ты «дей­ст­вен­но­го сим­фо­ни­че­ско­го тан­ца» Г.: со­дер­жа­ние рас­кры­ва­ет­ся не в пан­то­ми­ме, а в слож­ных, раз­вёр­ну­тых тан­це­валь­ных фор­мах; спек­такль ре­жис­сёр­ски вы­стро­ен на ос­но­ве тща­тель­но раз­ра­бо­тан­но­го сце­на­рия (Г. – ав­тор или со­ав­тор сце­на­ри­ев сво­их по­ста­но­вок); ат­мо­сфе­ру соз­да­ют кор­де­ба­лет и мас­со­вые сце­ны, ре­шён­ные как цель­ный ху­дож. об­раз; клас­си­ка ор­га­нич­но со­че­тает­ся с эле­мен­та­ми нар. тан­ца. В «Ле­ген­де о люб­ви» А. Д. Ме­ли­ко­ва (1961) про­ти­во­бор­ст­во­ва­ли то­та­ли­та­ризм и лич­ность; мощ­ная си­ла кор­де­ба­ле­та про­ти­во­стоя­ла на­де­лён­ным ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми гл. ге­ро­ям. Не­при­выч­ную для отеч. ба­лет­ной сце­ны от­кро­вен­ную чув­ст­вен­ность лишь под­чёр­ки­ва­ла на­ро­чи­то сти­ли­зо­ван­ная во­сточ­ная пла­сти­ка. «Щел­кун­чик» П. И. Чай­ков­ско­го (1966) и «Спар­так» А. И. Ха­ча­туря­на (1968; Ле­нин­ская пр., 1970) ста­ли но­вы­ми вер­ши­на­ми в твор­че­ст­ве хо­рео­гра­фа-ре­жис­сё­ра и од­ной из важ­ных вех в ис­то­рии ис­пол­ни­тель­ско­го иск-ва; Г. внёс су­ще­ст­вен­ный вклад в даль­ней­шее раз­ви­тие и со­вер­шен­ст­во­ва­ние муж­ско­го ге­ро­ич. тан­ца. В сво­ей ре­дак­ции «Ле­бе­ди­но­го озе­ра» Чай­ков­ско­го (1969) в ка­че­ст­ве гл. ге­роя Г. вы­вел прин­ца, сра­жаю­ще­го­ся с тём­ны­ми си­ла­ми в собств. ду­ше. За­ду­ман­ный по­ста­нов­щи­ком тра­гич. фи­нал был за­пре­щён и по­явил­ся в спек­так­ле ГАБТ толь­ко при возоб­нов­ле­нии в 2001. Сре­ди др. по­ста­но­вок в ГАБТ: «Иван Гроз­ный» на муз. Про­кофь­е­ва в транс­крип­ции М. И. Чу­ла­ки (1975), «Ан­га­ра» А. Я. Эш­пая (1976; Гос. пр. СССР, 1977), «Ро­мео и Джуль­ет­та» Про­кофь­е­ва (1979), «Зо­ло­той век» Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча (1982, 2006), а так­же ре­дак­ции клас­сич. ба­ле­тов – «Спя­щая кра­са­ви­ца» Чай­ков­ско­го (1963), «Рай­мон­да» А. К. Гла­зу­но­ва (1984), «Жи­зель» (1987) и «Кор­сар» (1994) А. Ада­на, «Бая­дер­ка» (1991) и «Дон Ки­хот» (1994) Л. Ф. Мин­ку­са. С 1987 зав. кафед­рой хо­рео­гра­фии МХУ (с 1995 МГАХ). С 2004 проф. ка­фед­ры ба­лет­мей­стер­ско­го мас­тер­ст­ва с.-пе­терб. Ака­де­мии рус. ба­ле­та им. А. Я. Ва­га­но­вой. В 1974–88 проф. ба­лет­мей­стер­ско­го от­де­ле­ния Ле­нингр. конс. В 1975–85 пре­зи­дент К-та тан­ца Ме­ж­ду­нар. ин-та те­ат­ра. С 1989 пре­зи­дент Ас­со­циа­ции дея­те­лей хо­рео­гра­фии, с 1990 пре­зи­дент фон­да «Рус­ский ба­лет». Пред­се­да­тель жю­ри Ме­ж­ду­нар. кон­кур­сов ар­ти­стов ба­ле­та в Мо­ск­ве (с 1973), Кие­ве (с 1994) и др. Мно­го ра­бо­та­ет за ру­бе­жом. Твор­че­ст­ву Г. по­свя­ще­ны до­ку­мен­таль­ные филь­мы «Ба­лет­мей­стер Юрий Гри­го­ро­вич» (1970), «Жизнь в тан­це» (1978), «Ба­лет от пер­во­го ли­ца» (1986). Гос. пр. СССР (1985). На­гра­ж­дён 2 ор­де­на­ми Ле­ни­на (1976, 1986).

Лит.: Ван­слов В. В. Ба­ле­ты Гри­го­ро­ви­ча и про­бле­мы хо­рео­гра­фии. 2-е изд. М., 1971; Га­ев­ский В. М. Ди­вер­тис­мент. М., 1981; Де­ми­дов А. Ю. Гри­го­ро­вич: (Фо­то­аль­бом). М., 1987; Ба­лет­мей­стер Ю. Гри­го­ро­вич. Ста­тьи. Ис­сле­до­ва­ния. Раз­мыш­ле­ния. М., 2005.

Вернуться к началу