ГРИГОРО́ВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРИГОРО́ВИЧ Юрий Николаевич (р. 2.1.1927, Ленинград), рос. артист балета, балетмейстер, педагог, нар. арт. СССР (1973), Герой Соц. Труда (1986). Муж Н. И. Бессмертновой. В 1946 окончил ЛХУ (педагоги Б. В. Шавров, А. А. Писарев). В 1946–61 солист ГАТОБ. Исполнял гротесковые партии (Нурали – «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, Ретиарий – «Спартак» А. И. Хачатуряна, и др.). В 1961–64 балетмейстер ГАТОБ, в 1964–95 гл. балетмейстер ГАБТ. С 1996 руководит балетной труппой краснодарского Муз. театра ТО «Премьера». В 1948 дебютировал как балетмейстер в детской хореографич. студии ленингр. Дворца культуры им. М. Горького («Аистёнок» Д. Л. Клебанова, «Семеро братьев» на муз. А. Е. Варламова). Ставил танцы в оперных спектаклях ГАТОБ («Садко» Н. А. Римского-Корсакова, 1953, и др.). Существенное влияние на формирование творч. личности Г. оказал Ф. В. Лопухов. С 1957 сотрудничал с худ. С. Б. Вирсаладзе, с которым создал свои лучшие спектакли.
Уже в «Каменном цветке» С. С. Прокофьева (1957) проявились осн. черты «действенного симфонического танца» Г.: содержание раскрывается не в пантомиме, а в сложных, развёрнутых танцевальных формах; спектакль режиссёрски выстроен на основе тщательно разработанного сценария (Г. – автор или соавтор сценариев своих постановок); атмосферу создают кордебалет и массовые сцены, решённые как цельный худож. образ; классика органично сочетается с элементами нар. танца. В «Легенде о любви» А. Д. Меликова (1961) противоборствовали тоталитаризм и личность; мощная сила кордебалета противостояла наделённым индивидуальными характеристиками гл. героям. Непривычную для отеч. балетной сцены откровенную чувственность лишь подчёркивала нарочито стилизованная восточная пластика. «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1966) и «Спартак» А. И. Хачатуряна (1968; Ленинская пр., 1970) стали новыми вершинами в творчестве хореографа-режиссёра и одной из важных вех в истории исполнительского иск-ва; Г. внёс существенный вклад в дальнейшее развитие и совершенствование мужского героич. танца. В своей редакции «Лебединого озера» Чайковского (1969) в качестве гл. героя Г. вывел принца, сражающегося с тёмными силами в собств. душе. Задуманный постановщиком трагич. финал был запрещён и появился в спектакле ГАБТ только при возобновлении в 2001. Среди др. постановок в ГАБТ: «Иван Грозный» на муз. Прокофьева в транскрипции М. И. Чулаки (1975), «Ангара» А. Я. Эшпая (1976; Гос. пр. СССР, 1977), «Ромео и Джульетта» Прокофьева (1979), «Золотой век» Д. Д. Шостаковича (1982, 2006), а также редакции классич. балетов – «Спящая красавица» Чайковского (1963), «Раймонда» А. К. Глазунова (1984), «Жизель» (1987) и «Корсар» (1994) А. Адана, «Баядерка» (1991) и «Дон Кихот» (1994) Л. Ф. Минкуса. С 1987 зав. кафедрой хореографии МХУ (с 1995 МГАХ). С 2004 проф. кафедры балетмейстерского мастерства с.-петерб. Академии рус. балета им. А. Я. Вагановой. В 1974–88 проф. балетмейстерского отделения Ленингр. конс. В 1975–85 президент К-та танца Междунар. ин-та театра. С 1989 президент Ассоциации деятелей хореографии, с 1990 президент фонда «Русский балет». Председатель жюри Междунар. конкурсов артистов балета в Москве (с 1973), Киеве (с 1994) и др. Много работает за рубежом. Творчеству Г. посвящены документальные фильмы «Балетмейстер Юрий Григорович» (1970), «Жизнь в танце» (1978), «Балет от первого лица» (1986). Гос. пр. СССР (1985). Награждён 2 орденами Ленина (1976, 1986).