КО́ЗИНЦЕВ
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́ЗИНЦЕВ Григорий Михайлович [9(22).3.1905, Киев – 11.5.1973, Ленинград], рос. режиссёр, сценарист, педагог, искусствовед, нар. арт. СССР (1964). Родился в семье врача. В 1919 в Киеве посещал школу живописи А. А. Экстер, как декоратор участвовал в работе над спектаклем «Фуэнте Овехуна» Лопе Ф. де Веги Карпьо в постановке К. А. Марджанишвили (Марджанова), рисовал агитплакаты, совм. с А. Я. Каплером и С. И. Юткевичем организовал театр «Арлекин», увлекался эстетикой нар. театра. В 1920–1922 учился в Гос. свободных учебно-худож. мастерских в Петрограде (класс Н. И. Альтмана). Параллельно работал режиссёром студии при Театре комич. оперы под рук. Марджанова. Здесь К. познакомился с Л. З. Траубергом, что положило начало их многолетнему (до 1945) совместному творчеству. В 1921 они создали ФЭКС и выпустили программный сб. статей «Эксцентризм» (с Юткевичем и театральным реж. Г. К. Крыжицким). Первыми творч. воплощениями этой программы стали театральные эксцентрич. клоунады [«Женитьба» по Н. В. Гоголю (с подзаголовком «Электрификация Гоголя»), 1922; агитобозрение «Внешторг на Эйфелевой башне», 1923, и др.]. В 1924 ФЭКС был преобразован в киномастерскую (первые работы – эксцентрич. короткометражные фильмы «Похождения Октябрины», 1924, «Мишки против Юденича», 1925). Начал формироваться коллектив творч. соратников, долгое время работавших с К. (С. А. Герасимов, Е. А. Кузьмина, Я. Б. Жеймо, О. П. Жаков, Т. Ф. Макарова, А. А. Костричкин, П. С. Соболевский, С. З. Магарилл и др.). Сотрудничество с крупнейшими представителями отеч. культуры 20 в. С. М. Эйзенштейном, Е. Е. Енеем, А. Н. Москвиным, Ю. Н. Тыняновым, Д. Д. Шостаковичем (с 1929 композитор писал музыку ко всем фильмам К., кроме ф. «Дон Кихот») и др. значительно расширило пространство худож. традиции, в русле которой развивалось творчество К. (опыт книжной графики «Мира искусства», живописи нем. экспрессионизма, новейших достижений совр. муз. симфонизма и т. д.). Уже в первом полнометражном фильме – романтич. мелодраме «Чёртово колесо» (1926) прозвучала важнейшая для К. тема столкновения человека с изначально чуждым и потому враждебным ему миром, получившая развитие в фильмах «Шинель» (1926), «С. В. Д.» (1927). В признанном шедевром изобразит. мастерства ф. «Новый Вавилон» (1929) К. и Трауберг вели рассказ о Парижской коммуне 1871 средствами «интеллектуального кино» в жанре монтажной историко-революц. эпопеи. Дебют К. и Трауберга в звуковом кино – драма «Одна» (1931), осн. средством звуковой выразительности в которой стала музыка Шостаковича. Новый этап в их творчестве ознаменовала трилогия о Максиме («Юность Максима», 1935, «Возвращение Максима», 1937, «Выборгская сторона», 1939; Гос. пр. СССР, 1941) – история юного пролетария, вступающего в поединок с машиной царской империи и становящегося видным деятелем нового рабочего государства. Заявленное в манифесте «Эксцентризм» пристрастие к массовой культуре (авантюрному сериалу, цирку, клоунаде, гор. песенному фольклору) получило полное воплощение как в сериальной структуре повествования, так и в образе гл. героя, восходящем к традиции нар. шута-балагура, непосредств. носителя нар. празднично-карнавальной стихии. В 1939–40 К. и Трауберг работали над сценарием ф. «Карл Маркс», но весной 1941 постановка была прекращена на стадии подготовит. периода по распоряжению высшего руководства страны. Их последний совместный ф. «Простые люди» (1945) подвергся критике в постановлении ЦК ВКП (б) «О кинофильме „Большая жизнь“» (1946), был перемонтирован и вышел на экраны в 1956. Изобразит. решение ряда сцен предвосхищало кинематограф 1960–70-х гг. В кон. 1940-х – нач. 1950-х гг. К. поставил два фильма в историко-биографич. жанре – «Пирогов» (1947, Гос. пр. СССР, 1948) и «Белинский» (1951, вышел на экраны в 1953). В нач. 1950-х гг. предполагал посвятить себя преим. театральной работе, к которой обратился ещё в кон. 1930-х гг. [поставил спектакли: «Опасный поворот» Дж. Пристли (1939, Ленингр. театр Комедии), трагедии У. Шекспира «Король Лир» (1941, БДТ им. М. Горького), «Отелло» (1944) и «Гамлет» (1954; оба – Ленингр. академич. театр драмы им. А. С. Пушкина)]. К шекспировскому наследию К. привело стремление адекватно передать масштаб трагич. потрясений эпохи. После успеха спектакля «Гамлет» режиссёр получил приглашение экранизировать на «Ленфильме» роман «Дон Кихот» М. де Сервантеса (по сценарию Е. Л. Шварца). Фильмы последнего («академического») периода – «Дон Кихот» (1957), «Гамлет» (1964, пр. Мкф в Венеции, Ленинская пр., 1965), «Король Лир» (1971). Экранизации шекспировских трагедий стали значит. событием в духовной жизни общества периода «оттепели». Непосредств. воплощению этих произведений у К. предшествовала тщательная литературоведч. и искусствоведч. работа. Итогом её стали исследование «Наш современник Вильям Шекспир» (1962) и дневник работы над «Королём Лиром» в театре и кино – «Пространство трагедии» (1972). Осмыслению творч. пути поколения посвящена публиковавшаяся отд. главами на протяжении 1960-х гг. кн. «Глубокий экран» (1971). Педагогич. деятельность К. начал в 1920-х гг. Помимо ФЭКС, преподавал в Ленингр. техникуме сценич. искусств (1926–29), во ВГИКе (1933–63 с перерывами, в т. ч. руководил режиссёрской мастерской, c 1960 проф.) и др. Среди учеников: И. А. Авербах, В. Д. Дорман, И. Ф. Масленников, С. И. Ростоцкий, Э. А. Рязанов.
Награждён 2 орденами Ленина.