Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗЕ́ЛЬДИН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 373-374

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




В. М. Зельдин в роли Альдемаро («Учитель танцев» Лопе Ф. де Веги Карпьо).

ЗЕ́ЛЬДИН Вла­ди­мир Ми­хай­ло­вич (р. 10.2.1915, г. Коз­лов Там­бов­ской губ.), рос. ак­тёр, нар. арт. СССР (1975). Из се­мьи му­зы­кан­та. В 1935 окон­чил те­ат­раль­ное уч-ще (про­из­вод­ст­вен­но-те­ат­раль­ные мас­тер­ские) при Те­ат­ре им. МОСПС (Моск. об­ла­ст­но­го Со­ве­та проф. сою­зов). До 1938 ра­бо­тал в этом те­ат­ре. В 1938–41 и в 1943–45 в моск. Центр. те­ат­ре транс­пор­та (Ни­ко­лай – «Вто­рые пу­ти» А. Н. Афи­но­ге­но­ва, Ан­ти­фол Си­ра­куз­ский – «Ко­ме­дия оши­бок» У. Шек­спи­ра, по­гра­нич­ник Гог­лид­зе – «Ге­не­раль­ный кон­сул» бр. Тур и Л. Р. Шей­ни­на). В 1942–43 в Ал­ма-Атин­ском те­ат­ре рус. дра­мы (Тео­до­ро – «Со­ба­ка на се­не» Ло­пе Ф. де Ве­ги Кар­пьо, Сер­гей Гор­лов – «Фронт» А. Е. Кор­ней­чу­ка). С 1945 в ЦТКА (с 1993 ЦТРА). Боль­шое влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние ак­тёр­ской ин­ди­ви­ду­аль­но­сти З. ока­зал А. Д. По­пов. Яр­кий тем­пе­ра­мент, ко­ме­дий­ная лёг­кость и не­при­ну­ж­дён­ность, пре­вос­ход­ное чув­ст­во рит­ма, пла­стич­ность и му­зы­каль­ность про­яви­лись в од­ной из луч­ших ро­лей, ко­то­рую З. сыг­рал бо­лее 1000 раз, – Аль­де­ма­ро («Учи­тель тан­цев» Ло­пе Ф. де Ве­ги Кар­пьо). Сре­ди ро­лей: Кох­та («Стре­ко­за» Н. Ба­ра­та­шви­ли), Чи­жов («Рас­ки­ну­лось мо­ре ши­ро­ко…» Вс. В. Виш­нев­ско­го), по­ру­чик Ржев­ский («Дав­ным-дав­но» А. К. Глад­ко­ва), граф Ман­чи­ни («Тот, кто по­лу­ча­ет по­щё­чи­ны» Л. Н. Ан­д­рее­ва), Гуль­ель­мо Спе­ран­ца («Эк­за­ме­ны ни­ко­гда не кон­ча­ют­ся» Э. Де Фи­лип­по), ба­рон Мюнх­гау­зен («Ко­ми­че­ская фан­та­зия о жиз­ни, люб­ви и смер­ти зна­ме­ни­то­го ба­ро­на Кар­ла Фрид­ри­ха Ие­ро­ни­ма фон Мюнх­гау­зе­на» по пье­се Г. И. Го­ри­на), Ле­о­ни­да Па­па­гат­то («Моя про­фес­сия – синь­ор из об­ще­ст­ва» Дж. Скар­нач­чи и Р. Та­ра­бу­зи), Фер­нан­до Баль­боа («Де­ре­вья уми­ра­ют стоя» А. Ка­со­ны), Тоц­кий («Иди­от» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му), Бар­ни Кэш­мэн («По­след­ний пыл­ко влюб­лён­ный» Н. Сай­мо­на), лорд Чес­тер­фильд («За­гнан­ная ло­шадь» по Ф. Са­ган), Мес­серш­ман («При­гла­ше­ние в за­мок» Ж. Ануя). К 90-лет­не­му юби­лею ак­тё­ра Ю. С. Гус­ман по­ста­вил в 2004 спек­такль «Че­ло­век из Ла­ман­чи» Д. Вас­сер­ма­на и Дж. Дэ­рио­на (муз. М. Ли), где З. сыг­рал роль Дон Ки­хо­та. З. от­ли­ча­ют вир­ту­оз­ное ак­тёр­ское мас­тер­ст­во и вы­со­кая сце­нич. куль­ту­ра, а его ге­ро­ев – утон­чён­ность, рес­пек­та­бель­ность и не­из­мен­ная эле­гант­ность. С 1941 в ки­но. Снял­ся в филь­мах «Сви­нар­ка и пас­тух», «Ска­за­ние о зем­ле Си­бир­ской», «Кар­на­валь­ная ночь», «По­весть пла­мен­ных лет», «Дя­дя Ва­ня», «Де­сять нег­ри­тят», «Клас­сик», «Ан­дер­сен. Жизнь без люб­ви», в филь­ме-опе­ре «Цар­ская не­вес­та», в те­ле­филь­мах «Ду­э­нья», «Ук­ро­ще­ние строп­ти­вой», «31 ию­ня», «Раф­фер­ти», «Ма­ри­ца» и др. Гос. пр. СССР (1951).

Соч.: Моя про­фес­сия: Дон Ки­хот. М., 2006.

Вернуться к началу