МАКАВЕ́ЕВ ДУШАН
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАКАВЕ́ЕВ (Makavejev) Душан (13.10.1932, Белград – 25.1.2019, там же), сербский режиссёр, сценарист, продюсер. В 1955 окончил филос. ф-т (отделение психологии) Белградского ун-та, затем изучал режиссуру в Академии театра, кино, радио и телевидения (Белград). Занимался журналистикой, работал на ТВ. С 1953 снимал любительские фильмы (в т. ч. короткометражные и документальные), принёсшие ему известность: «Ятаган Мала» (1953), «Печать» (1956), «Разбитое зеркало Антони» и «Не надо верить памятникам» (оба 1958). В кон. 1950-х – нач. 1960-х гг. работал на киностудиях Загреба и Белграда, где поставил фильмы «Фото пчеловода», «Проклятый праздник», «Улей, полный смеха», «Цвета мечты» (все 1958), «Что такое совет рабочих?» (1959), «Раз картошка, два картошка», «Педагогическая сказка», «Улыбка-61» (все 1961), «Парад», «Фильм о книге», «Долой заборы», «Красавица-62» (все 1962), «Новая игрушка» (1964). Уже в этот начальный период творчества проявились черты, характерные для полнометражных картин М. (начиная с ф. «Человек – не птица», 1965): парадоксальная драматургия, поэтика коллажа, агрессивная социальная публицистика, подчёркнутый эротизм, «чёрный» юмор, вызывающая оппозиционность по отношению к существующему режиму. Метафорич. реальность, гротеск как осн. сюжетообразующий принцип, ирония на грани цинизма отличают фильмы «Любовный случай, или Трагедия почтово-телеграфной служащей» (1967), «Невинность без защиты» (1968, пр. Мкф в Зап. Берлине). В 1971 за провокац. политико-сексуальную аллегорию «В. Р.: Мистерия организма» (пр. Мкф в Канне) М. был подвергнут в Югославии судебному преследованию и вынужден покинуть страну. Находился в эмиграции (Франция, Канада) до 1988: «Сладкий фильм» (1974), «Сырые сны» [1974, новелла «Politfuck», под псевд. Сэм Роттердам (Sam Rotterdam)], «Мистер Монтенегро» (1981), «Парень из фирмы Кока-Кола» (1985). С кон. 1980-х гг. работает на родине – «Манифест» (1988), «Горилла купается в полдень» (1993), «Дыра в душе» (1994, документальный), «Датские девушки покажут всё» (1996). В 1992 в Белграде основал продюсерскую компанию «Ekstaza». В годы эмиграции и с 1993 преподавал кинорежиссуру и сценарное мастерство в Гарвардском и Колумбийском ун-тах США, читал курсы лекций в киношколах Австрии, Германии, Австралии и др. Автор сценариев мн. своих фильмов; комедии «Новый человек на Цветочной площади» (совм. с Р. Поповым, 1960). В 1960 издал сб. статей и эссе «Поцелуй для товарища Лозунга» и книгу о кино для детей «24 картинки в секунду».