ЗАХА́РОВ
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗАХА́РОВ Марк Анатольевич (13.10.1933, Москва – 28.9.2019, там же), российский режиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1977), народный артист СССР (1991). В 1955 окончил актёрский факультет ГИТИСа (курс И. М. Раевского; среди педагогов – А. М. Лобанов). В 1955–59 актёр Пермского областного драматического театра; в 1956 в театральном коллективе Пермского университета начал заниматься режиссурой («Аристократы» по Н. Ф. Погодину). В 1959 в Московском драматическом театре имени Н. В. Гоголя, в 1960–64 в Московском театре миниатюр. В 1964 совместно с С. И. Юткевичем в Студенческом театре МГУ поставил спектакль «Карьера Артуро Уи, которой могло и не быть» Б. Брехта, а в 1966 – «Дракон» Е. Л. Шварца. В 1965–1973 режиссёр Московского театра сатиры («Проснись и пой!» М. Дьярфаша, 1970, совместно с А. А. Ширвиндтом; «Темп-1929» по Погодину, 1972, и др.). Огромный резонанс вызвала его постановка пьесы «Доходное место» А. Н. Островского (1967), отличавшаяся оригинальностью композиции, остротой идейного замысла и злободневными ассоциациями. Спектакль был снят с репертуара. В 1969 Захаров поставил в Московском театре имени Вл. Маяковского «Разгром» по А. А. Фадееву. С 1973 главный режиссёр Московского театра имени Ленинского комсомола (с 1990 «Ленком»). С приходом Захарова театр вернул себе былую популярность, утраченную после вынужденного ухода А. В. Эфроса. Творческому стилю Захарова присущи сочетание достоверности действия с элементами гротеска, фантасмагории, изощрённость в поисках новых, подчас весьма агрессивных форм контакта со зрительской аудиторией. Его спектакли насыщены музыкой, пением, танцем. Среди постановок: «Тиль» Г. И. Горина (по Ш. Де Костеру, 1974), «В списках не значился» по Б. Л. Васильеву и «Иванов» А. П. Чехова (обе 1975), «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» П. Грушко (по мотивам П. Неруды, 1976), «Мои Надежды» М. Ф. Шатрова, «Хория» («Именем земли и солнца») И. Друцэ и «Парень из нашего города» К. М. Симонова (все 1977), «Революционный этюд» Шатрова (1978), «Жестокие игры» А. Н. Арбузова (1979), «"Юнона" и "Авось"» А. А. Вознесенского на музыку А. Л. Рыбникова (1981), «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского (1983), «Три девушки в голубом» Л. С. Петрушевской (1985), «Диктатура совести» Шатрова (1986), «Мудрец» (по пьесе «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского) и «Поминальная молитва» Г. И. Горина (по Шолом-Алейхему; обе 1989), «Школа для эмигрантов» Д. М. Липскерова (1990), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1993), «Чайка» А. П. Чехова (1994), «Королевские игры» Горина (по мотивам пьесы «100 дней Анны Болейн» М. Андерсона, 1995), «Варвар и еретик» (по роману «Игрок» Ф. М. Достоевского, 1997), «Мистификация» (по пьесе «Брат Чичиков» Н. Н. Садур, 1999), «Шут Балакирев» Горина (2000), «Плач палача» по радиопьесе «Ночной разговор» Ф. Дюрренматта и «Эвридике» Ж. Ануя (2003), «Ва-банк» по «Последней жертве» А. Н. Островского (2004), «Женитьба» Н. В. Гоголя (2007). Художественный руководитель постановки «Город миллионеров» по пьесе «Филумена Мартурано» Э. Де Филиппо (2000, режиссёр Р. С. Самгин). Поставил телефильмы: «Двенадцать стульев» (1977), «Обыкновенное чудо» (1978), «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), «Дом, который построил Свифт» (1983), «Формула любви» (1984), «Убить дракона» (1988). Автор и соавтор сценариев к фильмам «Звезда пленительного счастья», «Земля Санникова», «Белое солнце пустыни» (автор писем Сухова), «Узник замка Иф» и др. В 1978–2006 преподавал на режиссёрском факультете РАТИ (до 1991 ГИТИС), профессор (с 1991). Государственная премия СССР (1987), Государственные премии РФ (1992, 1996, 2001).
Соч.: Контакты на разных уровнях. М., 1988; Суперпрофессия. М., 2000; Театр без вранья. М., 2007.